13.12.2022 в МФТИ, одном из лучших вузов страны, состоялась экскурсия для московских школьников в рамках проекта «Математическая вертикаль». Экскурсия включала в себя посещение инновационных лабораторий и центров института.
Центр когнитивного моделирования гостеприимно встретил ребят роботом, в который встроена интегрированная электронная систем управления и интеллектуальная система обработки и синтеза изображений.
Старший научный сотрудник Центра, к.т.н., Дмитрий Юдин рассказал, как с помощью методов глубокого машинного обучения робот используется в области автономной навигации и картографии, а также помогает людям с ограниченными возможностями быту.
В Центре коллективного пользования уникальным научным оборудованием в области нанотехнологий (ЦКП МФТИ) сотрудник лаборатории Дмитрий Кузьмичев познакомил ребят с приборами центра, работающими в «особо стерильных» условиях, которые позволяют проводить исследования по таким направлениям, как индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные технологии, метрология низкоразмерных систем и др. Дмитрий наглядно объяснил слово «нанометр» на примере волоса одного из учеников, поместив его под один из микроскопов.
Следующим этапом экскурсии стал Робофутбол – образовательная платформа, затрагивающая современные области науки – робототехника, мехатроника, искусственный интеллект, нейронные сети. Ребята с интересом рассматривали роботов, проверяли на прочность их механизмы. Самым увлекательным стала игра робота на поле: поиск мяча, удар по мячу в ворота, ориентирование на поле. Владимир Литвиненко, капитан команды по робофутболу «Старкит», рассказал об отличии игры роботов от людей: роботы должны работать автономно в быстро изменяющейся среде, им необходимо локализовать на поле себя, мяч, ворота и противников, роботы-гуманоиды, должны ходить на двух ногах, пинать мяч, вставать после падения.
Сотрудник лаборатории беспилотных летательных аппаратов Андрей Илюхин продемонстрировал школьникам беспилотный самолет (БПЛА), пригодный для целей аэрофотосъемки, картографирования и видеонаблюдения с воздуха. БПЛА способен наблюдать за посевами, искать пропавших людей, охранять заповедники и т.п.
Андрей рассказал, что действующий прототип способен совершать взлет, полет по маршруту и посадку в автоматическом режиме. В результате тестовых запусков получены снимки с воздуха, позволяющие построить детальный план местности, трехмерную модель и сделать привязку полученных планов к координатам.
Научный сотрудник Центра изучения молекулярных механизмов старения Анатолий Михайлов рассказал обучающимся об исследовании белков, отвечающих за процесс старения, развития сердечно-сосудистых и аутоиммунных заболеваний, рака. Лаборатория занимается изучением механизмов развития болезней Альцгеймера и Паркинсона, а также разработкой методов диагностики и лечения. Школьники увидели микроскопы высокого и сверхвысокого разрешения, узнали о принципах их работы.
Несмотря на сложность проводимых в лабораториях и центрах исследований, экскурсии вызвали у школьников огромный интерес и массу вопросов. Мы верим, что знакомство с передовыми разработками и удивительными людьми послужит огромным стимулом для изучения физико-математических и естественных наук.