Краткое описание секции:
Научно-исследовательская работа Д.С. Зановской посвящена определению стилистической значимости колор-символов в художественном произведении, механизмов их включения в поэтический текст не только как элементов, участвующих в формировании образности, но и как способа выражения основной идеи произведения. В поле зрения исследовательской работы находится лирика В. Высоцкого, ставшая симптоматическим явлением советской культуры.
Автор проекта исследует доминирующие колористичекие образы-символы, выявляя особое художественное пространство, индивидуальное мировидение автора. В ходе анализа поэзии В. Высоцкого были определены сходства и различия между символическими значениями цветообозначений в идиостиле поэта-песенника и традиционной колористической символикой, что позволило сделать вывод об отношении поэта к традиции и новаторству, о двойственности, контекстуальности, сложности художественного восприятия колористики и активном её использовании поэтом для создания художественной картины мира. Д.С. Зановская осуществила глубокий компаративистский анализ колоризмов в творчестве В. Высоцкого, используя богатый арсенал приёмов и методов анализа текста.
Проблема, побудившая к созданию литературного маршрута г. Калининграда, заключается в том, что в век информационных технологий происходит процесс обесценивания чтения книг. Посещение памятных мест неохотно воспринимается подрастающим поколением как нечто навязанное, ненужное. В результате не только подростки, но и многие взрослые калининградцы не знают свой город, не догадываются, как много интересного вокруг. А ведь Калининград (Кенигсберг) — город с двумя названиями, которые не только вошли в нашу жизнь, но и борются за звание основного уже не первое десятилетие. Кроме того, развитие туризма в Калининградской области – одно из приоритетных направлений развития, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу.
Таким образом, необходимость исследования данной проблемы вызвана тем, что интерактивный литературный маршрут будет способствовать повышению качества знаний в области литературы, расширению кругозора и развития личности молодежи.
В работе делается вывод о том, что создаваемый интерактивный литературный маршрут повысит заинтересованность школьников к творчеству писателей родного края.
"Вы совсем ничего не читаете!"- воскликнула моя учительница по литературе. Такую фразу мы часто слышим от старшего поколения. Мы - подростки. "Они ничего не читают и не вылезают из гаджетов". Такой стереотип прочно засел в сознании наших родителей, бабушек и дедушок. И, казалось бы, 21 век - век технологий, кому нужны книги? Но так ли это? Неужели подростки совсем не читают? И как, в таком случае, пробудить в них интерес? Именно об этой проблеме я и задумалась.
Я провела опрос среди сверстников: одноклассников, друзей и знакомых. Опрос включал в себя следующие вопросы: любят ли они читать, какие жанры им нравятся, и как часто они читают. Выяснилось, что большинству опрашиваемых даже нравится читать. Но тут возникает следующая проблема: в школе подростков чаще всего заставляют читать то, что им не нравится. А это, по моему мнению, в корне неверно. Если заставлять подростка, то это только оттолкивает его от процесса. Есть альтернатива - дать человеку свободу выбора. Думаю, если на уроках литературы подросткам дать такую свободу, то они точно проявят интерес к чтению.
Я обсудила со своей учительницей по литературе такую гипотезу. И, ура! Она оказалась чутким человеком, - изменила план наших уроков. Мы гуманитарный класс, теперь на одном из трех уроков в неделю, каждый ученик представляет свою любимую книгу. Он рассказывает её краткий сюжет, мы ведем дискуссию. Я вижу, как меняются мои онноклассники, как вдохновенно ведут монолог! Таким образом, мы лучше понимаем друг друга, можем совместно обсудить мысли и сомнения. А также, что и является целью такого урока, мы прививаем любовь к чтению. Нужно лишь правильно подбирать книги, и это личный выбор! Человек всегда стремится рассказать о том, что ему нравится. Конечно, одного урока в неделю недостаточно, но начало уже положено.
Разумеется, изменение планов уроков в одном классе - не критерий, это не принесет существенных изменений в развитие поколения. Но, по моему мнению, "не надо спасать весь мир", достаточно проявить инициативу и видимую лично тебе проблему попытаться решить. Тому подтверждение я нашла на просторах интернета, случайно наткнувшись на канал видеохостинга. Этот канал ведёт молодой парень, в своих видео автор делает обзор книг различного жанра: его обзоры и мнение объективны, есть положительные и отрицательные стороны. И прочитав комментарии, я поняла, что половина его аудитории - это подростки! Что же могло заинтересовать молодежь в обзоре книг? А я знаю ответ. Подача. В своих видео автор не докучает длинным и тщательным обзором одной главы, как это бывает на уроках литературы. Парень на видео не навязывает своё мнение, только делится им. Бывает, что на уроках литературы учитель не считается с мнениями учеников, попытки высказаться гасятся "на корню". Также этот парень рассказывает про книги разного жанра, каждый может найти видео про свою любимую книгу, оставить коммент, зачастую его собеседники моего возраста и младше. Возможно ли такое на уроках литературы при сложившихся стетеотипах? Вряд ли. И в этом тоже кроется проблема.
Я считаю, что старшее поколение обесценивает современных писателей, превознося лишь писателей и поэтов прошлого времени. Разве это правильно? Современные писатели пишут о сегодняшних проблемах, проблемах завтрашнего дня. Но нам приходится перелопачивать страницы старых томов, что были написаны сто и больше лет назад. Правильно это, или нет, но мир стремительно меняется, человеческие ценности смещаются. Мир не может стоять на месте, а новое поколение - постоянно цепляться за прошлое. Есть непреходящие моральные ценности, верно. Но перед подростками остро стоит вопрос приспособления к меняющимся обстоятельствам. Кто объяснит так, чтоб было понятно?
Литература - это неотъемлимая часть культурного развития современной молодежи. Проблема нелюбви к печатному слову у подростков решаема, нужно лишь поменять подход. И делать это нужно сейчас и сегодня, уже завтра значение литературы в современном мире может стать ещё меньше.
В работе рассматривается система персонажей произведений авторов разных культурных традиций.
Актуальность работы связана с выбором в качестве материала исследования произведений эпистолярного жанра. В XXI веке, когда информационный поток стал неиссякаем, жанр письма перестал быть популярным. А ведь письмо не только носитель информации, но и хранитель чувств и переживаний. Оно духовно связывает людей и помогает каждому пишущему быть самим собой.
Представляется возможным провести сравнение двух одинаковых по жанру произведений на основании доминирующей роли образов мальчиков в понимании идейного звучания произведений.
В работе рассматривается система художественных утверждений и отрицаний автора автобиографической книги.
Часто ли мы задумываемся о том, как живут инвалиды? О том, что они думают, чувствуют, с чем им приходится сталкиваться в повседневной жизни, какие проблемы решать?
Современный мир порой жесток. Как быть детям? Ведь именно им нужно делать выбор, тяжелый выбор: "Смириться или противостоять?" Где пролегает грань между добром и злом? Все зависит от Личности.
Рубен Давид Гальего Гонсалес не просто преодолел все испытания, но и смог выбраться за пределы "Инвалидного дома". Так что же помогает человеку действовать и быть героем?
Актуальность работы связана с выбором в качестве материала исследования произведения современной русской литературы.
Подростки хотят быть взрослыми, и их проблемы порой серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. А чтобы преодолевать жизненные трудности, опыта нет. Есть ли для подростков нужные и правильные книги, которые будут интересны и их родителям?
Дмитрий Гасин (lapadom) - поэт, книжный обозреватель, обладатель премии "Ревизор" за создание книжного видеоблога, пиар-менеджер издательства "Время" - представляет книги А.Жвалевского и Е. Пастернак: "Они пишут о том, о чем сами бы дети очень хотели узнать, о чем им важно узнать. Но многие родители боятся того, что дети узнают что-то такое, о чем мальчики и девочки и так уже знают из разных источников: мы живем в XXI веке, и юноши и девушки "хорошо информированы" о реалиях жизни".
Книга "Пока я на краю" адресована старшим школьникам. Гипотеза: если определить круг основных тем и проблем, которые волнуют авторов, то можно выявить черты характера героя-современника.
Актуальность темы: Очевидно, что не всякий концепт можно рассматривать как конструктивное звено в создании национального образа мира. Так, в поэзии и прозе могут доминировать различные семиотические концепты. На мой взгляд, в поэзии наиболее значимыми, "ключевыми" семиотическими концептами, являются "сквозные", повторяющиеся образы.
Образы - детали обладают высоким эмоционально-экспрессивным потенциалом, поэтому они нередко используются поэтами для выражения чего-то прекрасного, красивого и возвышенного, а также для выражения их личных чувств.
Цель: Переосмыслить образ «первого снега» в стихотворениях русских поэтов 19-20 в и проследить за индивидуальным авторским осмыслением образа «первый снег».
При этом мы попытаемся решить следующие конкретные задачи:
1) рассмотреть понятие образа «первого снега» в лирике.
2) исследовать особенности индивидуально-авторского осмысления образа первого снега на примере стихотворений поэтов 19-20 в.
3) выявить полифонизм символического звучания образа первого снега в русской поэзии.
Новизна работы: Выбранный нами аспект исследования отличается новизной, во-первых, потому, что мы не нашли работу, посвященную системному анализу образа-первого снега. Во-вторых, новым является то, что рассмотрение этого образа в поэтических текстах осуществляется по-разному, у каждого поэта своя индивидуальная трактовка. И, наконец, новизна нашей работы состоит в использовании иллюстративного материала: мы нашли и проанализировали 14 стихотворений поэтов 19-20 в, в которых представлен образ «первого снега».
Методы исследования: В работе нами были использованы системный, сравнительно-типологический и семиотический методы.
Практическая ценность работы: Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы на уроках русской литературы и во внеурочной деятельности.
Объект исследования: стихотворения русских поэтов 19-20 в
Предмет исследования: образ «первого снега» в поэзии
Полифонизм образа «первого снега» Полифонизм – это многозвучность, многоголосие, многотонность. Например: первый снег – радость, отчаяние, легкость, неожиданность, преобразование, счастье, умиротворение, тоска, воздушность. Причём один и тот же образ может быть охарактеризован и с положительной, и с отрицательной стороны.
Мы рассмотрели 14 стихотворений, посвященных первому снегу. Это явление природы впечатлил многих поэтов. Итак, каким же предстает первый снег?
Образ первого снега – чистота, красота, начало нового и неизведанного.
Первый снег – мимолетная красота, которую нужно запечатлеть
Первый снег заставляет размышлять о смысле жизни – ведь жизнь полностью подчиняется природе. Первый снег –это ощущение полного спокойствия и гармонии с окружающим миром
Первый снег – перемены и мечта о преобразовании
Первый снег – надежда.
Первый снег – пушистый, настоящий, одевающий лирическую героиню в белый мех, преобразовывающий ее суть.
Первый снег – веселое легкое праздничное настроение.
Первый снег заставляет размышлять о жизни. Неожиданность.
Первый снег – чистота и прелесть. Что-то прекрасное может прийти неожиданно.
Хочется услышать, но чувствуешь невозможность.
Первый снег такой родной, долгожданный и желанный.
Первый снег – светлый снег.
Первый снег призывает к преобразованию.
Первый снег – прекрасное состояние, которое требует тишины и умиротворения.
Заключение
Первый и главный признак зимы – снег. Первый снег – каким бы он долгожданным не был каждый год является большой неожиданностью. Первый снег приносит много радости, счастья, восторга. Снег пахнет свежестью. Так и хочется вдохнуть этот воздух и надолго задержать его в себе. Кажется, что тогда появится столько сил, новых планов на будущее, захочется начать что-то новое с чистого листа бумаги. Наверно, поэтому этот образ, образ первого снега так волновал многих поэтов.
Первый снег как часть пейзажа и объект эстетического осмысления. Эта группа контекстов содержит описание особенностей первого снега и выражение эмоциональных впечатлений авторов. На протяжении 19 -20 веков внезапная и стремительно исчезающая красота первого снега погружает лирического героя в восторженное, эмоционально возбуждённое состояние. Часто образ первого снега связывается со временем поэтического вдохновения.
Первый снег у каждого характеризуется с разными вещами, моментами и т.п. Каждый человек волей неволей сравнивает его с чем-то, что ему дорого, с пережитыми моментами и т.д. Например, у некоторых он сравнивается (характеризуется) с семьей, с любовью, с воспоминаниями или же с какими-либо предметами, объектами из мира природы или из жизни человека. Каждый видит и сравнивает первый снег, как ему вздумается, как ему хочется.
Работа посвящена проблеме непонимания художественных текстов. Многие читатели не заостряют особого внимания на коротких рассказах и сказках. Причина кроется в том, что в таких произведениях главное - не захватывающий сюжет, а идея, которую автор хочет донести. Однако часто эти идеи завуалированы. В данной ситуации на помощь приходят символы, которые с давних времен были интегральной частью литературы. Мы предположили, что так как символ является основным элементом художественной литературы, он одновременно будет и основным инструментом в интерпретации художественного текста, а именно короткого рассказа.
В нашей работе мы провели лингвокогнитивное исследование концепта кэнул/свобода на материале якутской народной литературы.
Когнитивные исследования – одна из наиболее активно развивающихся областей науки на данный момент. Она необъятная, интригующая и все еще не до конца изученная, ведь возможность качественно исследовать человеческий мозг появилась лишь в последние десятилетия. Наше исследование специализировалось исключительно на изучение концепта “көҥүл”, и осуществляется на основе разъяснении и обобщении результатов опроса, которые были проведены на основании гипотезы о существовании различий между восприятием одного и того же слова у разных поколений или людей.
Целью нашего исследования является-лингвокогнитивный многоаспектный анализ концепта «көҥүл/свобода» на материале якутской национальной литературы и песенного творчества
Для точного подведения итога, мы исследовали концепт слова “көҥүл” во всех его аспектах, а точнее через словари, опрос, песни, литературу. Прежде этого, мы изучили концептуальный анализ лексико-семантических и лексико-грамматических полей и применили экспериментальные методики.
Исходя из моего проекта, мы выясним почему маленький процент людей интересуется искусством и попробуем найти решение этой проблемы.
Структура работы. Работа состоит из 3 глав, выводов и списка литературы. Список литературы содержит ХХ источников.
Интервью является одним из самых распространенных и популярных жанров как в журналистике, так и в повседневной жизни. Поэтому достаточно актуально узнать подробнее об этом жанре, и его техники. Как говорят, встречают по одежки, провожают по уму. Но в наше время можно сказать, что встречают по интервью, а потом уже разбираются, действительно ли ты тот человек, каким представился. В данной работе представлен анализ известного интервью и выведены правила или техники успешного интервью
«Филологический конструктор» предназначен для выработки у широкого круга пользователей, в особенности у младших школьников и дошкольников, навыков создания поздравлений и писем к праздникам и другим событиям. В отличие от известных пособий, тексты формируются из простых частей: словосочетаний, предложений, абзацев, находящихся на твердых или электронных (нарисованных на компьютере) карточках. Эти карточки объединены в наборы, относящиеся к различным частям поздравления или письма. Карточки с текстами можно изготавливать, например, на 3D-принтерах, станках с числовым программным управлением (ЧПУ) и др., а также изображать на экране компьютера.
К разным событиям (например, к праздникам) могут быть сделаны разные «Филологические конструкторы».
«Филологический конструктор» разработан с использованием методологии применения ТРИЗ в Кружковом движении, созданной красноярским Кружком мышления при СФУ, участником которого является автор.
В случае выигрыша гранта его средства будут направлены на создание опытных образцов в бумажном и электронном вариантах.
Исследовательский проект, посвященный изучению визуальной поэзии, её значения в современной литературе.
Данная работа призвана познакомить широкую публику с японской культурой, а также проанализировав её влияние на современный мир, закрепить рекзультаты исследований.
Проект «Сила слова»
Цель исследования - обосновать значимость слов в жизни человека. Обратить внимание на глубинный смысл, который несут слова в нашем языке.
Объект исследования – мировоззрение жителей нашей страны, употребляющих в своей речи слова «спасибо», «ненавижу» и считающих, что слово «благодарю» является устаревшим синонимом к слову «спасибо».
Предмет исследования – влияние слов «спасибо», «ненавижу», «благодарю» на мировоззрение и эмоциональное состояние любого человека.
В основу исследования была положена следующая гипотеза.
Слова - это не пустой звук, они обладают особой силой, имеющей огромное значение в нашей жизни. И если современный русскоязычный человек будет знать силу слов и их значение, то осознанно будет подходить к их выбору и употреблению.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи исследования:
1. Изучить справочно-информационную литературу, публицистическую литературу по теме исследования.
2. Исследовать историю выбранных слов: «спасибо», «благодарю», «ненавижу».
3. Изучить специфику употребления слов «спасибо» и «благодарю» в XIX, XX и XXI веке.
4. Экспериментально проверить влияние слов на растения (рис - крупяную культуру семейства злаковых и ипомею-красавицу из семейства вьюнковых).
5. Систематизировать полученные результаты и сделать вывод относительно влияния тех же слов на человека.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается:
Практическая значимость исследования заключается в использовании информации на уроках, в помощи учащимся в самообразовании
Наша научная работа посвящена изучению шекспировских мотивов и реминисценции в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цель нашей работы: выяснить, каковы были источники представлений о Шекспире в России XIX века в отсутствие русских переводов, рассмотреть шекспировские мотивы и реминисценции, использованные А. С. Пушкиным в «Повестях Белкина».
В данной работе была исследовна метафора как стилистическая тропа в адаптированной версии произведения Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес"
Владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры учащегося. Учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений. Культура общения подростков с разными собеседниками различается, в каждом виде общения наблюдаются свои особенности.
Письменные сообщения, создаваемые в мессенджерах, представляют собой особый функциональный подстиль языка, который не вредит литературному языку, а сосуществует с ними и развивается. Проникая в самые разные области нашей жизни, язык мессенджеров оказывает влияние на культуру в целом и на общение людей.