-
Квалификация
Ассистент кафедры информатики СУНЦ МГУ
13 марта 2022 г.
§8. Примеры простейших программ 13.03.2022 16:43
Теперь воспользуемся всеми полученными знаниями и рассмотрим примеры простейших программ. Условимся в примерах не различать заглавные и строчные буквы, а ключевые слова выделять жирным шрифтом.
Пример 3
Ввести координаты трёх вершин треуголь...
2 комментария
281 просмотр
13 марта 2022 г.
§1. Алфавит языка Pascal 13.03.2022 16:43
Изучение любого нового языка всегда начинается с алфавита. В алфавит языка Pascal входят следующие элементы:
1) Заглавные и строчные латинские буквы, символ подчёркивания (по грамматике языка символ подчёркивания считаетс...
327 просмотров
9 марта 2021 г.
§2. Условный оператор 09.03.2021 08:40
В рассматриваемых ранее задачах на программирование процесс вычисления был линейным, то есть программа не должна была выполнять разные действия в зависимости от того, какие данные ей ввели. Теперь рассмотрим задачи с ветвящимся алгоритмом.
Пример за...
480 просмотров
9 марта 2021 г.
§10. Условный оператор 09.03.2021 08:40
В рассматриваемых ранее задачах процесс вычисления был линейным, то есть программа не должна была выполнять разные действия в зависимости от того, какие данные ей ввели. Теперь вспомним задачи с ветвящимся алгоритмом.
Пример 7
Ввести но...
462 просмотра
9 марта 2021 г.
§3. Константы и переменные 09.03.2021 08:40
Познакомимся с двумя важнейшими в программировании понятиями.
Определение 1
Константой назывется объект, который получает значение до начала выполнения программы и не может менять его в ходе выполнения.
Определение 2
...
486 просмотров
9 марта 2021 г.
§2. Структура программы 09.03.2021 08:40
Рассмотрим общую структуру программы на языке Pascal. Программа состоит из двух частей: разделов описаний и раздела действий (команд, операторов). Раздел операторов представляет собой некую последовательность команд (операторов), которые долж...
497 просмотров
24 января 2020 г.
§3. Тип string в Паскале 24.01.2020 07:24
Теперь пришло время познакомиться с ещё одним типом переменных, который активно используется при обработке текстов – это строка (string). Строка представляет собой последовательность символов. Размер строки варьируется от `0` до `255`. В отличие ...
881 просмотр
7 декабря 2019 г.
§2. Условный оператор 07.12.2019 17:32
В рассматриваемых ранее задачах на программирование процесс вычисления был линейным, то есть программа не должна была выполнять разные действия в зависимости от того, какие данные ей ввели. Теперь рассмотрим задачи с ветвящимся алгоритмом.
Пример за...
694 просмотра
4 декабря 2019 г.
§2. Оператор цикла for 04.12.2019 09:19
Этот оператор цикла реализует следующую идею: «Повторять некоторую последовательность команд `N` раз, где `N` известно до начала повторения». Познакомимся с синтаксисом этого оператора.
for имя переменной := начальное значение to конеч...
841 просмотр
15 октября 2019 г.
§2. Условный оператор 15.10.2019 07:36
В рассматриваемых ранее задачах на программирование процесс вычисления был линейным, то есть программа не должна была выполнять разные действия в зависимости от того, какие данные ей ввели. Теперь рассмотрим задачи с ветвящимся алгоритмом.
Пример за...
773 просмотра
27 августа 2019 г.
§2. Структура программы 27.08.2019 10:41
Рассмотрим общую структуру программы на языке Pascal. Программа состоит из двух частей: разделов описаний и раздела действий (команд, операторов). Раздел операторов представляет собой некую последовательность команд (операторов), которые долж...
867 просмотров
27 августа 2019 г.
§1. Алфавит языка Pascal 27.08.2019 10:41
Изучение любого нового языка всегда начинается с алфавита. В алфавит языка Pascal входят следующие элементы:
1) Заглавные и строчные латинские буквы, символ подчёркивания (по грамматике языка символ подчёркивания считаетс...
942 просмотра
27 августа 2019 г.
§11. Операторы цикла 27.08.2019 10:41
Зачастую в задаче нужно повторять одни и те же действия много раз. Повтор некоторого фрагмента программы несколько раз называется циклом. Рассмотрим следующий пример.
Пример 9
Вывести на экран квадраты чисел от `1` до `100`.
Решени...
790 просмотров
27 августа 2019 г.
§10. Условный оператор 27.08.2019 10:41
В рассматриваемых ранее задачах процесс вычисления был линейным, то есть программа не должна была выполнять разные действия в зависимости от того, какие данные ей ввели. Теперь вспомним задачи с ветвящимся алгоритмом.
Пример 7
Ввести но...
832 просмотра
21 марта 2019 г.
§3. Цветовые модели RGB и CMYK 21.03.2019 09:27
Для излучаемого света широко используется цветовая модель цветов RGB, а для модели отражаемого цветовая модель CMYK. Модели RGB и CMYK отличаются выбором тройки линейно независимых цветов, называемых базовыми цветами.
В модели RGB (от англ. Red, Green...
1142 просмотра
21 марта 2019 г.
§1. Растровая и векторная графика 21.03.2019 09:27
Графические изображения на экранах компьютеров, на фотографиях и страницах книг можно условно разде лить на два больших класса, которые называются растровая и векторная графика.
Растровая графика (РГ) представляет собой упорядоченную совокупность цвет...
1098 просмотров
29 января 2019 г.
§1. Массивы данных 29.01.2019 06:55
В предыдущих темах мы неоднократно сталкивались с задачами обработки последовательностей (последовательностей чисел в первом задании или символов – во втором). Все подобные задачи решались по единой стратегии: мы считывали очередной элемент после...
973 просмотра
29 января 2019 г.
§3. Тип string в Паскале 29.01.2019 06:55
Теперь пришло время познакомиться с ещё одним типом переменных, который активно используется при обработке текстов – это строка (string). Строка представляет собой последовательность символов. Размер строки варьируется от `0` до `255`. В отличие ...
1044 просмотра
3 декабря 2018 г.
§2. Оператор цикла for 03.12.2018 06:01
Этот оператор цикла реализует следующую идею: «Повторять некоторую последовательность команд `N` раз, где `N` известно до начала повторения». Познакомимся с синтаксисом этого оператора.
for имя переменной := начальное значение to конеч...
995 просмотров
2 ноября 2018 г.
§6. Оператор выбора Case 02.11.2018 10:54
Данный оператор представляет собой естественное расширение условного оператора. В общем виде он записывается следующим образом:
case <выражение порядкового типа> of
константа_1: оператор_1;
константа_2: оператор_2;
&...
1170 просмотров
2 ноября 2018 г.
§2. Условный оператор 02.11.2018 06:51
В рассматриваемых ранее задачах на программирование процесс вычисления был линейным, то есть программа не должна была выполнять разные действия в зависимости от того, какие данные ей ввели. Теперь рассмотрим задачи с ветвящимся алгоритмом.
Пример
...
1110 просмотров
2 ноября 2018 г.
§3. Разбор случаев 02.11.2018 06:51
При написании программ с ветвлениями очень часто возникает ситуация, когда ветвей становится слишком много. Поэтому приходится задумываться о том, как ничего не упустить из рассмотрения, как не рассматривать несущественные случаи и как обеспечить выпол...
1094 просмотра
14 сентября 2018 г.
§2. Структура программы 14.09.2018 09:10
Рассмотрим общую структуру программы на языке Pascal. Программа состоит из двух частей: разделов описаний и раздела действий (команд, операторов). Раздел операторов представляет собой некую последовательность команд (операторов), которые долж...
1474 просмотра
14 сентября 2018 г.
§1. Алфавит языка Pascal 14.09.2018 09:10
Изучение любого нового языка всегда начинается с алфавита. В алфавит языка Pascal входят следующие элементы:
1) Заглавные и строчные латинские буквы, символ подчёркивания (по грамматике языка символ подчёркивания считаетс...
1385 просмотров
14 сентября 2018 г.
§10. Условный оператор 14.09.2018 09:10
В рассматриваемых ранее задачах процесс вычисления был линейным, то есть программа не должна была выполнять разные действия в зависимости от того, какие данные ей ввели. Теперь вспомним задачи с ветвящимся алгоритмом.
Пример 7
Ввести но...
1290 просмотров
14 сентября 2018 г.
§7. Операторы ввода 14.09.2018 09:10
Операторы read и readln предназначены для задания значений переменным путём ввода их с клавиатуры. Правило их применения одно и то же: после слова read или readln в скобках через запятую перечисляются имена переменных, значения которых м...
1405 просмотров
14 сентября 2018 г.
§11. Операторы цикла 14.09.2018 09:10
Зачастую в задаче нужно повторять одни и те же действия много раз. Повтор некоторого фрагмента программы несколько раз называется циклом. Рассмотрим следующий пример.
Пример 9
Вывести на экран квадраты чисел от `1` до `100`.
Решени...
1342 просмотра
14 сентября 2018 г.
§2. Структура программы 14.09.2018 06:36
Рассмотрим общую структуру программы на языке Pascal. Программа состоит из двух частей: разделов описаний и раздела действий (команд, операторов). Раздел операторов представляет собой некую последовательность команд (операторов), которые долж...
972 просмотра
14 сентября 2018 г.
§1. Алфавит языка Pascal 14.09.2018 06:36
Изучение любого нового языка всегда начинается с алфавита. В алфавит языка Pascal входят следующие элементы:
1) Заглавные и строчные латинские буквы, символ подчёркивания (по грамматике языка символ подчёркивания считаетс...
1086 просмотров
14 сентября 2018 г.
§7. Операторы ввода 14.09.2018 06:36
Операторы read и readln предназначены для задания значений переменным путём ввода их с клавиатуры. Правило их применения одно и то же: после слова read или readln в скобках через запятую перечисляются имена переменных, значения которых м...
1100 просмотров
19 апреля 2018 г.
§7. Поисковые системы 18.04.2018 23:53
Поисковая система (ПС) (от англ. search engine) — это компьютерная система, предназначенная для хранения данных о множестве интернет-страниц и обеспечивающая поиск информации по этим интернет-страницам. Для того, чтобы найти какую-либо информацию...
1747 просмотров
19 апреля 2018 г.
§6. Сетевые протоколы 18.04.2018 23:30
TCP/IP является протоколом, посредством которого работает множество других протоколов, с помощью которых выполняются различные задачи в сети Интернет. К таким протоколам относятся:
HTTP – протокол обмена данных, основанный на модели «клиен...
1716 просмотров
19 апреля 2018 г.
§3. Цветовые модели RGB и CMYK 18.04.2018 23:00
Для излучаемого света широко используется цветовая модель цветов RGB, а для модели отражаемого цветовая модель CMYK. Модели RGB и CMYK отличаются выбором тройки линейно независимых цветов, называемых базовыми цветами.
В модели RGB (от англ. Red, Green...
3787 просмотров
19 апреля 2018 г.
§1. Растровая и векторная графика 18.04.2018 22:50
Графические изображения на экранах компьютеров, на фотографиях и страницах книг можно условно разде лить на два больших класса, которые называются растровая и векторная графика.
Растровая графика (РГ) представляет собой упорядоченную совокупность цвет...
1837 просмотров
29 марта 2018 г.
§3. Тип string в Паскале 29.03.2018 17:52
Теперь пришло время познакомиться с ещё одним типом переменных, который активно используется при обработке текстов – это строка (string). Строка представляет собой последовательность символов. Размер строки варьируется от 0 до 255. В отличие от в...
2702 просмотра
28 марта 2018 г.
§1. Массивы данных 28.03.2018 10:56
В предыдущих темах мы неоднократно сталкивались с задачами обработки последовательностей (последовательностей чисел в первом задании или символов – во втором). Все подобные задачи решались по единой стратегии: мы считывали очередной элемент после...
2038 просмотров
13 февраля 2018 г.
§2. Оператор цикла for 13.02.2018 10:10
Этот оператор цикла реализует следующую идею: «Повторять некоторую последовательность команд `N` раз, где `N` известно до начала повторения». Познакомимся с синтаксисом этого оператора.
for имя переменной := начальное значение to конеч...
1830 просмотров
29 января 2018 г.
§ 5. Сложность алгоритма 29.01.2018 09:50
Важнейшей характеристикой любого алгоритма является его сложность. По значению этой характеристики можно судить об эффективности алгоритма и возможности его практического применения. Сложность алгоритма бывает двух видов.
вид Сложности алгоритма
...
2899 просмотров
29 января 2018 г.
§ 1. Алгоритмы и исполнители 29.01.2018 08:06
В рамках этого задания мы займёмся развитием алгоритмического мышления, и будем рассматривать различные положения теории алгоритмов. Прежде всего, определим понятие «Алгоритм».
Определение
Алгоритм – это последовательность дейст...
3686 просмотров
28 ноября 2017 г.
§4. Оператор выбора Case 28.11.2017 07:46
Данный оператор представляет собой естественное расширение условного оператора. В общем виде он записывается следующим образом:
case <выражение порядкового типа> of
константа_1: оператор_1;
константа_2: оператор_2;
&...
1846 просмотров
27 ноября 2017 г.
§ 3. Законы алгебры логики 27.11.2017 15:44
Итак, мы познакомились с понятием логического выражения и увидели, каким образом его строить по высказыванию на русском языке. Следующий шаг – изучение преобразований логических выражений.
Определение 5
Логические выражения, зависящие от ...
19258 просмотров
27 ноября 2017 г.
§3. Разбор случаев 27.11.2017 09:54
При написании программ с ветвлениями очень часто возникает ситуация, когда ветвей становится слишком много. Поэтому приходится задумываться о том, как ничего не упустить из рассмотрения, как не рассматривать несущественные случаи и как обеспечить выпол...
2059 просмотров
27 ноября 2017 г.
§2. Условный оператор 27.11.2017 09:27
В рассматриваемых ранее задачах на программирование процесс вычисления был линейным, то есть программа не должна была выполнять разные действия в зависимости от того, какие данные ей ввели. Теперь рассмотрим задачи с ветвящимся алгоритмом.
Пример
...
2162 просмотра
Сообщение отправлено!
Сообщение не отправлено. Проверьте правильность введёных данных.