Все статьи

Подкатегории

Новости

488 статей

О Физтехе

1 подкатегорий

2 статей

Московский политех

2 подкатегорий

1 статей

Разное

16 статей

Статьи , страница 368

  • § 1. Геометрическое место точек
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • § 2. Задачи на построение
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §3 Алгебраический метод
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • § 1. Линейные уравнения с двумя переменными

    В первом задании мы рассмотрели линейные уравнения с одной переменной. Например, уравнения `2x+5=0`, `3x+(8x-1)+9=0` являются линейными уравнениями с переменной `x`. Уравнение, содержащее переменные `x` и `y`, называется уравнением с двумя переменными. Например, уравнения  `2x-3=5`, `x^2+xy-y^2=7`  являются уравнениями с двумя переменными.

    Уравнение вида `ax+by=c` называется линейным уравнением с двумя переменными, где `x` и `y` переменные, `a`, `b`, `c` - некоторые числа.

    Например, уравнения `2x+y=3`, `x-y=0` являются линейными уравнениями с двумя переменными.

    Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.

    Например, `x=3`, `y=4` является решением уравнения `2x+3y=18`, будем эту пару чисел записывать так `(3;4)`.  Очевидно, что пара чисел `(4;3)` не является решением уравнения, т. к. `2*4+3*3=17!=18`. При нахождении решений с двумя переменными на первом месте в паре чисел пишем значение для переменной `x`, а на втором месте – значение переменной `y`.

    Если каждое решение одного уравнения является решением второго уравнения и обратно, то данные уравнения называются равносильными. Например, решения уравнений `2x+y=3` и `4x+2y=6` совпадают, следовательно, эти уравнения равносильные.

    Справедливы следующие правила при решении уравнений с двумя переменными:

    1) если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному;

    2) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получим уравнение, равносильное данному.

    Пример 1

    Укажите три различных решения для уравнения `3x+y-2=0`.

    Решение

    Если  `x=0`, то `y=2`;  если `y=0`,  то `x=2/3`;  если `x=1`,  то `y=-1`.

    Таким образом, пары чисел `(0;2)`, `(2/3;0)`, `(1;-1)` являются решениями данного уравнения. Заметим, что данное уравнение имеет бесконечно много решений. Для заданного значения `x` значение `y=2-3x`, т. е. любая пара чисел `(x;2-3x)`, где `x` - любое число, является решением уравнения. 


    Рассмотрим координатную плоскость `Oxy` и отметим на ней все точки `(x,y)`, для которых пара чисел `x` и `y` является решениями уравнения. Например, рассмотрим уравнение `y=2`. Этому уравнению удовлетворяют все пары чисел `(x;2)`.Точки, для которых `x` - любое число, а `y=2`, лежат на прямой `y=2`. Эта прямая параллельна оси `x` и проходит через точку `(0;2)`  (см. рис. 1).    

                

    Рассмотрим уравнение `x=3`. Каждая пара чисел, являющаяся решением данного уравнения, изображается точкой с координатами `x` и `y` на координатной плоскости `Oxy`. Решениями данного уравнения являются пары чисел `(3;y)`. Точки с координатами `x=3` и `y` лежат на прямой `x=3`, эта прямая параллельна оси `Oy` и проходит через точку `(3;0)` (см. рис. 2).

    Графиком уравнения с двумя переменными называется множество всех точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями данного уравнения.

    На рис. 1 графиком уравнения является прямая `y=2`, на рис. 2 графиком уравнения является прямая `x=3`.

    Рассмотрим теперь уравнение  `2x+3y-1=0`. Выразим переменную `y` через `x`, получаем `y=1/3-2/3x`, это уравнение задаёт линейную функцию, и нам известно, что её графиком является прямая. Чтобы построить эту прямую, достаточно рассмотреть две точки, координаты которых удовлетворяют уравнению, а затем через эти две точки провести прямую. При `x=0` `y=1/3` и при `x=1/2` `y=0`. График данного уравнения приведён на рис. 3.

      


    Рассмотрим уравнение  `(x-4)(x+y-4)=0`. Произведение двух скобок равно нулю, каждая скобка может равняться нулю. Наше уравнение распадётся на два уравнения: `x=4` и `x+y-4=0`. Графиком первого уравнения является прямая, параллельная оси `Oy` и проходящая через точку `(4;0)`. Графиком второго уравнения является график линейной функции `y=4-x`, эта прямая проходит через точки `(4;0)` и `(0;4)`. График данного уравнения приведён на рис. 4.

    Пример 2

    Постройте график уравнения `|x|+|y|=1`.

    Решение

    Этот пример можно решать двумя способами. Пусть `x>=0` и `y>=0`, точки с такими координатами лежат в первой четверти. Получаем уравнение `x+y=1`, так как `|x|=x` и `|y|=y`. Графиком данного уравнения является прямая, проходящая через точки `A(1;0)` и `B(0;1)`. Графику исходного уравнения принадлежат точки полученной прямой, лежащие в первой четверти, т. е. графику принадлежат точки отрезка `AB`, где `A(1;0)` и `B(0;1)`.

    Пусть теперь `x<=0` и `y>=0` тогда получаем уравнение `-x+y=1`, рассматриваем точки полученной прямой, лежащие во второй четверти. Это будет отрезок `BC`, где `C(-1;0)`. При  `x<=0`, `y<=0` получим отрезок `CD` где `D(0;-1)`, и при `>=0`, `y<=0` получим отрезок `DA`. Таким образом,  график   данного   уравнения  состоит   из   точек  квадрата `ABCD` (рис. 5).

    Этот пример можно решать другим способом. Пусть `y>=0`, тогда наше уравнение эквивалентно уравнению `y=1-|x|`. В первом задании мы строили график функции `y=|x|` (см. рис. 6). График функции `y=-|x|`  получается   зеркальным   отражением  относительно  оси `Ox` графика функции  `y=|x|` (см. рис. 7). График функции `y=1-|x|` получается из графика функции `y=-|x|` сдвигом вдоль оси `Oy` на единицу вверх (см. рис. 8). У полученного графика рассматриваем только точки, для которых `y>=0`. Получим ломаную `ABC` с рис. 5.

    Далее рассматриваем `y<=0`, получим, что графиком уравнения при `y<=0` является ломаная `CDA` с рис. 5. В итоге получим квадрат `ABCD` с рис. 5. 

    Пример 3

    Найдите все решения уравнения `xy=6`, для которых `x` и `y` являются натуральными числами.

    Решение

    Очевидно, что натуральные числа `x` и `y` являются делителями числа `6`. Поэтому `x` и `y` могут принимать значения `1;` `2;` `3;` `6`. Следовательно,   искомыми   решениями   являются   числа  `(1;6)`, `(2;3)`, `(3;2)`, `(6;1)`.

    Пример 4

    Найти все решения уравнения `x^2+4x=y^2+2y+8`, для которых значения `x` и `y` являются целыми числами.

    Решение

    Обычно такие примеры формулируют так: найти все решения данного уравнения в целых числах.

    Преобразуем   данное   уравнение:  `x^2+4x+4-4=y^2+2y+1+7`,

    `(x+2)^2=(y+1)^2+11`,   

    `(x+2)^2-(y+1)^2=11`,

    `(x+2-y-1)*(x+2+y+1)=11`.

    Если `x` и `y` целые числа, то выражения, стоящие в скобках, являются целыми числами. А это могут быть числа `+-1` и `+-11`. Решаем `4` системы уравнений:

    $$ \left\{\begin{array}{l}x+2-y-1=1,\\ x+2+y+1=11;\end{array}\right.$$

    $$ \left\{\begin{array}{l}x+2-y-1=11,\\ x+2+y+1=1;\end{array}\right.$$

    $$ \left\{\begin{array}{l}x+2-y-1=-1,\\ x+2+y+1=-11;\end{array}\right.$$

    $$ \left\{\begin{array}{l}x+2-y-1=-11,\\ x+2+y+1=-1.\end{array}\right.$$

    Решая эти системы, получаем `4` решения: `(4;4)`, `(4;-6)`, `(-8;-6)`, `(-8;4)`.  







  • § 2. Системы линейных уравнений

    Решение многих задач сводится к решению систем линейных уравнений.

    Определение

    Системой двух линейных уравнений с двумя неизвестными `x` и `y` называется система уравнений вида

    $$ \left\{\begin{array}{l}{a}_{1}x+{b}_{1}y={c}_{1},\\ {a}_{2}x+{b}_{2}y={c}_{2},\end{array}\right.$$

    где `a_1`, `b_1`, `c_1`, `a_2`, `b_2`, `c_2` - некоторые числа.

    Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение в верное числовое равенство.

    Например, пара чисел `(2;3)` является решением системы уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}2x+3y=13,\\ x+5y=17,\end{array}\right.$$

    а пара чисел `(1;1)` не является решением системы, т. к. эта пара не является решением каждого из уравнений системы.

    Обозначим множество решений первого уравнения буквой `A`, а множество решений второго уравнения - `B`. Множество решений системы этих уравнений составляет пересечение множеств `A` и `B` (рис. 9). При этом возможны случаи, когда пересечение двух множеств является пустым (рис. 10) или совпадает с каждым из множеств `A` и `B` (рис. 11).

    Графиком линейного уравнения `ax+by=c`, где `a^2+b^2>0`, является прямая. Следовательно, решение системы линейных уравнений с двумя неизвестными для указанного случая сводится к нахождению на координатной плоскости общих точек двух прямых линий. А две прямые на плоскости могут:

    1) пересекаться, т. е. иметь единственную общую точку;

    2) быть параллельными, т. е. не иметь общих точек;

    3) совпадать, т. е. иметь бесконечно много общих точек.

    Значит, система двух линейных уравнений с двумя неизвестными может либо иметь единственное решение, либо вообще не иметь решения, либо иметь бесконечное множество решений.

    Пример 5

    Сколько решений имеет система уравнений 

    $$ \left\{\begin{array}{l}2y+3x=8,\\ y-x=-1?\end{array}\right.$$

    Решение

    Запишем первое уравнение системы в виде `y=-3/2x+4`, а второе уравнение системы в виде `y=x-1`. Мы получили две линейные функции, графиками которых являются прямые с разными угловыми коэффициентами у первой `k_1=-3/2`, а у второй `k_2=1`. Вам известно, что такие прямые пересекаются в одной точке. Чтобы найти координаты точки пересечения прямых, приравняем значения для `y`. Получаем 

     `-3/2x+4=x-1`, `-3/2x-x=-4-1`, `-5/2x=-5`, `x=2`, 

    тогда `y=2-1=1`.

    Таким образом, система имеет единственное решение  `(2;1)`.


    Пример 6

    Решите систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}2x+y=5,\\ 4x+2y=10.\end{array}\right.$$

    Решение

    Из первого уравнения следует, что `y=5-2x`, а из второго уравнения получим `y=5-2x`. Графики этих уравнений совпадают. Уравнению удовлетворяет любая пара чисел `(x,5-2x)`, где  `x` любое число, а `y=5-2x`. Система уравнений имеет бесконечно много решений.

    Пример 7

    Решите систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}x+y=7,\\ 2x+2y=10.\end{array}\right.$$

    Решение

    Запишем первое уравнение системы в виде `y=-x+7` и второе уравнение системы в виде `y=-x+5`. Графиками этих уравнений являются две параллельные прямые, которые не пересекаются, т. к.  `-x+7=-x+5`,  `x*0=-2`, а это уравнение не имеет решений.

    При решении систем применяют метод подстановки, метод сложения и метод введения новых переменных.

    Алгоритм решения системы двух линейных уравнений с двумя

    неизвестными способом подстановки

    1. В одном из уравнений выразить одно неизвестное через другое.

    2. Подставить вместо этого неизвестного полученное выражение в другое уравнение системы.

    3. Решить полученное во втором пункте уравнение с одним неизвестным.

    4. Воспользовавшись найденным значением одного неизвестного, вычислить значение второго неизвестного.

    5. Записать ответ.

    Покажем на конкретном примере, как применяется метод подстановки.

    Пример 8

    Решите систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}2x+y=4,\\ 5x+3y=11.\end{array}\right.$$

    Решение

    Из первого уравнения выражаем `y=4-2x`, и это значение для `y` подставляем во второе уравнение системы, получаем: 

    `5x+3(4-2x)=11`,  `5x+12-6x=11`,  `-x=-1`,  `x=1`. 

    Подставляем это значение `x` в выражение для `y`, получаем: `y=4-2=2`. Пара чисел `(1;2)` является единственным решением системы уравнений.

    Алгоритм решения системы двух линейных уравнений с двумя

    неизвестными способом алгебраического сложения

    1. Умножить или разделить одно (или оба) уравнения системы на некоторое число, не равное 0, так, чтобы коэффициенты при одном из неизвестных в обоих уравнениях стали противоположными числами (или совпали).

    2. Сложить (вычесть) уравнения.

    3. Решить полученное во втором пункте уравнение с одним неизвестным.

    4. Воспользовавшись найденными значениями одного неизвестного, вычислить значение второго неизвестного.

    5. Записать ответ.

    Теперь приведём пример, где применяется метод сложения.

    Пример 9

    Решите систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}3x-2y=5,\\ 2x+2y=10.\end{array}\right.$$

    Решение

    В этих уравнениях коэффициенты при переменной `y` отличаются знаком. Сложив уравнения системы, получаем 

    `3x-2y+2x+2y=5+10`,  `5x=15`,  `x=3`.

    Подставляем найденное значение `x`, например, в первое уравнение системы, получаем:

    `3*3-2y=5`, `-2y=-4`,  `y=2`.

    Система имеет единственное решение  `(3;2)`.

    Пример 10

    Решите систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}4x+3y=11,\\ 3x+7y=13.\end{array}\right.$$

    Решение

    Сделаем коэффициенты при $$ x$$ обоих уравнений противоположными числами, для этого умножим обе части первого уравнения на `3` и обе части второго уравнения на  `(-4)`, получим систему

    $$ \left\{\begin{array}{l}12x+9y=33,\\ -12x-28y=-52.\end{array}\right.$$

    Сложим   уравнения   системы:     

    `12x+9y-12x-28y=33-52`, `-19y=-19`,  `y=1`.

    Подставляем это значение для `y` в первое уравнение системы, получаем:  

    `12x+9=33`,  `12x=24`,  `x=2`.

    Пара чисел `(2;1)` является единственным решением системы.

    Метод введения новых переменных позволяет упростить вид системы.

    Покажем на конкретном примере, как применяется метод введения новых переменных.

    Пример 11

    Решите систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}{\displaystyle \frac{1}{2x-y}}+{\displaystyle \frac{9}{3x+y}}=2,\\ {\displaystyle \frac{7}{2x-y}}-{\displaystyle \frac{18}{3x+y}}=5.\end{array}\right.$$

    Решение

    Введём новые переменные:  `u=1/(2x-y)`,  `v=1/(3x+y)`.

    Для переменных  `u` и `v` получим систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}u+9v=2,\\ 7u-18v=5.\end{array}\right.$$

    Умножим обе части первого уравнения на `2`, получим систему

    $$ \left\{\begin{array}{l}2u+18v=4,\\ 7u-18v=5.\end{array}\right.$$

    Сложим уравнения системы, получим  `9u=9`, `u=1`. Из первого уравнения при  `u=1` следует, что  `v=1/9`.

    Из условия  `1/(2x-y)=1` следует, что `2x-y=1`, а из условия `1/(3x+y)=1/9` следует, что `3x+y=9`. Решаем систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}2x-y=1,\\ 3x+y=9.\end{array}\right.$$

    Сложим уравнения системы:  `5x=10`,  `x=2`,  из первого уравнения получаем `4-y=1`, `y=3`.

    Ответ

    `(2;3)`.

    Мы рассмотрели системы двух уравнений с двумя неизвестными, теперь рассмотрим систему из трёх уравнений с тремя неизвестными.

    С помощью способа сложения сводим систему трёх уравнений с тремя неизвестными к системе двух уравнений с двумя неизвестными. Покажем это на примере.

    Пример 12

    Решите систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}10x-5y-3z=-9,\\ 6x+4y-5z=-1,\\ 3x-4y-6z=-23.\end{array}\right.$$

    Решение

    Уравняем коэффициенты при `x` в первом и втором уравнениях, для этого умножим обе части первого уравнения на `3`, а второго уравнения  –  на `5`, получаем:

    $$ \left\{\begin{array}{l}30x-15y-9z=-27,\\ 30x+20y-25z=-5.\end{array}\right.$$

    Вычитаем из второго уравнения полученной системы первое уравнение, получаем:

    `35y-16z=22`.

    Из второго уравнения исходной системы вычитаем третье уравнение, умноженное   на   `2`,   получаем:  

    `4y+8y-5z+12z=-1+46`,  `12y+7z=45`.

    Теперь решаем новую систему уравнений:

    $$ \left\{\begin{array}{l}35y-16z=22,\\ 12y+7z=45.\end{array}\right.$$

    К первому уравнению новой системы, умноженному на `7`, прибавляем второе уравнение, умноженное на `16`, получаем:

    `35*7y+12*16y=22*7+45*16`, 

    `245y+192y=154+720`,  `437y=874`, `y=2`.     

    Подставляем `y=2`  в уравнение `12y+7z=45`, получаем: 

    `24+7z=45`, `7z=21`, `z=3`.

    Теперь подставляем  `y=2`, `z=3`  в первое уравнение исходной системы, получаем:      

    `10x-5*2-3*3=-9`,  `10x-10-9=-9`,  `10x=10`, `x=1`. 

    Ответ

    `(1;2;3)`.

    При решении задач могут получаться системы уравнений с большим количеством неизвестных, их решение осуществляется аналогичным образом.

  • § 3. Решение систем с параметром и с модулями

    В данном параграфе мы познакомимся со способами решения систем двух линейных уравнений с модулями.

    Пример 13

    Решите систему уравнений $$ \left\{\begin{array}{l}\left|x-y\right|=5,\\ 3x+2y=10.\end{array}\right.$$


    Решение

    Модуль в уравнении `|x-y|=5` можно «раскрыть», пользуясь определением модуля числа:

    $$\left|x-y\right|=\left\{\begin{array}{l}x-y,\;\mathrm{или}\;x-y\geq0,\\y-x,\;\mathrm{или}\;x-y<0.\end{array}\right.$$

    Следовательно, уравнение `|x-y|=5` при `x-y>=0` записывается в виде `x-y=5`, а при `x-y<0` в виде `y-x=5`, и поэтому вместо одной системы уравнений с модулем нам придётся рассмотреть две соответствующие системы.

    1 случай. Если `x-y>=0`, система имеет вид:

    $$ \left\{\begin{array}{l}x-y=5,\\ 2x+3y=10,\end{array}\right.  \left\{\begin{array}{l}3x-3y=15,\\ 2x+3y=10,\end{array}\right.  \left\{\begin{array}{l}5x=25,\\ x-y=5,\end{array}\right.  \left\{\begin{array}{l}x=5,\\ y=0.\end{array}\right.$$

    Итак, `x=5`, `y=0`, условие `x-y>=0` выполняется. Значит, найденные пары чисел является решением исходной системы.

    2 случай. Если  `x-y<0`, система имеет вид:

    $$ \left\{\begin{array}{l}y-x=5,\\ 2x+3y=10,\end{array}\right. \left\{\begin{array}{l}2y-2x=10,\\ 2x+3y=10,\end{array}\right. \left\{\begin{array}{l}y-x=5,\\ 5y=20,\end{array}\right. \left\{\begin{array}{l}x=-1,\\ y=4.\end{array}\right.$$

    При `x=-1`, `y=4`, условие `x-y<0` также выполняется.

    Таким образом, система имеет два решения `(5;0)` и `(-1;4)`.  


    Итак, при решении уравнения с модулем мы выполнили следующие шаги:

    1) «раскрыли» модуль;

    2) решили системы для двух случаев;

    3) проверили для каждой из систем, удовлетворяет ли найденная пара чисел рассматриваемому случаю.

    Однако в системе уравнений может оказаться не один, а два, три или более модулей. В этом случае необходимо рассмотреть все возможные варианты раскрытия модулей.

    Пример 14

    Решите систему уравнений $$ \left\{\begin{array}{l}\left|x\right|+2y=\mathrm{1,5},\\ 2x-4\left|y\right|=3.\end{array}\right.$$

    Решение

    По определению модуля числа

    $$\left|x\right|=\left\{\begin{array}{l}x,\;\;\;x\geq0,\\-x,\;x<0,\end{array}\right.\;\;\left|y\right|=\left\{\begin{array}{l}y,\;\;\;\;y\geq0,\\-y,\;y<0.\end{array}\right.$$

    Значит нужно рассмотреть 4 случая:

    1)  `x>=0`, `y>=0`;

    2)  `x>=0`, `y<0`;

    3)  `x<0`, `y>=0`;

    4)  `x<0`, `y<0`.

    1 случай. `x>=0`, `y>=0`, система имеет вид:

    $$ \left\{\begin{array}{l}x+2y=\mathrm{1,5},\\ 2x-4y=3,\end{array}\right. \left\{\begin{array}{l}2x+4y=3,\\ 2x-4y=3,\end{array}\right. \left\{\begin{array}{l}8y=0,\\ x+2y=\mathrm{1,5},\end{array}\right.\left\{\begin{array}{l}x=\mathrm{1,5},\\ y=0.\end{array}\right.$$ 

    Оба полученные значения удовлетворяют заданным условиям:  `1,5>=0`, `0>=0`.

    2 случай. `x>=0`, `y<0` система имеет вид:

    $$ \left\{\begin{array}{l}x+2y=\mathrm{1,5},\\ 2x+4y=3,\end{array}\right. \left\{\begin{array}{l}x+2y=\mathrm{1,5},\\ x+2y=\mathrm{1,5},\end{array}\right. x+2y=\mathrm{1,5}$$.

    Получим равносильную систему, уравнения которой совпадают. Значит, исходная система равносильна каждому из данных уравнений. Следовательно, система имеет бесконечно много решений, где общие решения можно записывать в виде `(1,5-2y;y)`, где `y<0`. Очевидно, что при этом `x=1,5-2y>=0`. 

    3 случай.  `x<0`, `y>=0` система имеет вид:

    $$ \left\{\begin{array}{l}-x+2y=\mathrm{1,5},\\ 2x-4y=3,\end{array}\right.\left\{\begin{array}{l}-2x+4y=3,\\ 2x-4y=3,\end{array}\right. \left\{\begin{array}{l}-2x+4y+2x-4y=6,\\ -x+2y=\mathrm{1,5}.\end{array}\right.$$

    Первое уравнение не имеет решения, так как сводится к равенству `0=6`, значит система не имеет решений.

    4 случай.  `x<0`, `y<0` система имеет вид:

     $$ \left\{\begin{array}{l}-x+2y=\mathrm{1,5},\\ 2x+4y=3,\end{array}\right.\left\{\begin{array}{l}-2x+4y=3,\\ 2x+4y=3,\end{array}\right. \left\{\begin{array}{l}4x=0,\\ -x+2y=\mathrm{1,5},\end{array}\right. \left\{\begin{array}{l}x=0,\\ y=\mathrm{0,75}.\end{array}\right.$$

    Значение `x` не удовлетворяет заданному условию: неравенство `0<0` логично. Значит, и в этом случае решений тоже нет.

    Обобщая все 4 случая и учитывая, что пара чисел `(1,5;0)` имеет вид `(1,5-2y;y)` при `y=0`, мы можем записать множество решений исходной системы.

    Ответ

    `(1,5-2y;y)`, где `y<=0`.

    Алгоритм решения системы двух линейных уравнений с модулем

    1. Найти в уравнениях все выражения, содержащиеся под знаком модуля.

    2. Рассмотреть всевозможные комбинации случаев, когда каждое из этих выражений принимает неотрицательные и отрицательные значения.

    3. Для каждого возможного случая «раскрыть» модули, используя определение модуля.

    4. Решить все полученные системы.

    5. Для каждого случая отобрать те решение системы, которые ему удовлетворяют.

    Можно и другим способом решать, например:

    Пример 15

    Решите систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}2\left|x\right|-3\left|y-1\right|=3,\\ 3x-2y=5.\end{array}\right.$$

    Решение

    Из второго уравнения системы выражаем `x` через `y`, получаем `x=(2y+5)/3`, подставляем это значение для `x` в первое уравнение системы, получаем:

    `2/3|2y+5|-3|y-1|=3`;  `4/3|y+5/2|-3|y-1|=3`.

    Выражение `y+5/2=0`  при `y=-5/2`. 

    Если  `y> -5/2`, то `|y+5/2|=y+5/2`;  если `y< -5/2`, то `|y+5/2|=-y-5/2`.

    Выражение  `y-1=0`, если  `y=1`.

    Если `y>1`,  то `|y-1|=y-1`,  а если `y<1`, то `|y-1|=1-y`.

    Если `y>=1`, то `|y-1|=y-1` и `|y+5/2|=y+5/2`, получаем уравнение:  

    `4/3(y+5/2)-3(y-1)=3`,  `4/3y+10/3-3y+3=3`,  `-5/3y=-10/3`, `y=2`.

    Тогда  `x=1/3(2*2+5)=3`. Число  `2>1`, так что пара `(3;2)` является решением системы.

    Пусть теперь  `-5/2 <=y<1`, тогда `|y-1|=1-y`; `|y+5/2|=y+5/2`.

    Для нахождения `y` получаем уравнение

    `4/3(y+5/2)+3y-3=3`, `4/3y+10/3+3y=6`,  `13/3y=8/3`,  `y=8/13`;

    `x=1/3(2y+5)=1/3(16/13+5)=27/13`.

    Число  `8/13` больше `(-5/2)`, но меньше, чем `1`, поэтому пара чисел `(27/13;8/13)` является решением системы.

    Если  `y< -5/2`, то  получаем  уравнение:

    `-4/3(y+5/2)+3y-3=3`,  `-4/3y-10/3+3y=6`,  `5/3y=28/3`, `y=28/5`.     

    Это значение больше, чем `(-5/2)`, поэтому решений нет.

    Таким образом, система имеет два решения `(3;2)` и `(27/13;8/13)`. 

    Теперь рассмотрим решение систем содержащих параметр.

    Системы линейных уравнений с параметром решаются теми же основными методами, что и обычные системы уравнений: метод подстановки, метод сложения уравнений и графический метод.

    Пример

    Рассмотрим систему уравнений $$ \left\{\begin{array}{l}ax+4y=2a,\\ x+ay=a.\end{array}\right.$$

    В этой системе, на самом деле, три переменные, а именно: `a`, `x`, `y`. Неизвестными считают `x` и `y`,  `a` называют параметром. Требуется найти решения `(x, y)` данной системы при каждом значении параметра `a`.

    Решение

    Покажем, как решают такие системы. Выразим переменную `x` из

    второго уравнения системы: `x=a-ay`. Подставляем это значение для `x` в первое уравнение системы, получаем:  

    `a(a-ay)+4y=2a`,

    `(2-a)(2+a)y=a(2-a)`.

    Если `a=2`, то получаем уравнение `0*y=0`. Этому уравнению удовлетворяет любое число `y`, и тогда `x=2-2y`, т. е. при `a=2` пара чисел `(2-2y;y)` является решением системы. Так как `y` может быть любым числом, то система при `a=2` имеет бесконечно много решений.

    Если `a=-2`, то получаем уравнение  `0*y=-8`. Это уравнение не имеет ни одного решения.

    Если теперь `a!=+-2`, то  `y=(a(2-a))/((2-a)(2+a))=a/(2+a)`,

    `x=a-ay=a-a^2/(2+a)=(2a)/(2+a)`.

    Ответ

    При `a=2` система имеет бесконечно много решений вида `(2-2y;y)`, где `y` - любое число;

    при `a=-2` система не имеет решений;

    при `a!=+-2`, система имеет единственное решение `((2a)/(2+a); a/(2+a))`.

    Мы решили эту систему и установили, при каких значениях параметра `a` система имеет одно решение, когда имеет бесконечно много решений и при каких значениях параметра `a` она не имеет решений.

    Пример 16

    При каких значениях параметра `a` система

    $$ \left\{\begin{array}{l}x+y=5,\\ x+y=a\end{array}\right.$$

    не имеет решений?

    Решение

    Левые части уравнений системы равны. Если будут равны и правые, то есть `a=5`, то получим `2` одинаковых уравнения `x+y=5`, и решением системы будут все пары `(x,y)`, которые удовлетворяют уравнению  `x+y=5`, т. е. все точки прямой `y=-x+5`.

    Но, если `a!=5`, то получим два уравнения, у которых левые части равны, а правые нет, это две параллельные прямые `y=-x+5` и `y=-x+a`. 

    Они не пересекаются, и значит, система не имеет решений.

    Ответ

    При `a!=5` система не имеет решений.

  • § 4. Решение задач с помощью систем уравнений
    Пример 17

    Путь от города до посёлка автомобиль проезжает за `2,5` часа. Если он увеличит скорость на `20` км/ч, то за `2` часа он проедет путь на `15` км больший, чем расстояние от города до посёлка. Найдите  расстояние от города до посёлка.

    Решение

    Обозначим через `S` расстояние между городом и посёлком и через `v` скорость автомобиля. Тогда для нахождения `S` получаем систему из двух уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}\mathrm{2,5}v=S,\\ \left(v+20\right)2=S+15.\end{array}\right.$$

    Из первого уравнения `v=S/(2,5)=2/5S`, подставляем это значение `v` во второе уравнение:    

    `(2/5S+20)2=S+15`,  `1/5S=25`,  `S=125`.

    Ответ

    `125` км. 

    Пример 18

    Сумма цифр двузначного числа равна `15`. Если эти цифры поменять местами, то получится число, которое на `27` больше исходного. Найдите эти числа.

    Решение

    Пусть данное число `bar(ab)`, т. е. число десятков равно `a`, а число еди­ниц равно `b`. Из первого условия задачи имеем: `a+b=15`. Если из числа `bar(ba)` вычесть число `bar(ab)`, то получится  `27`, отсюда получаем второе уравнение: `10b+a-(10a+b)=27`.

    Решаем систему уравнений

              $$ \left\{\begin{array}{l}a+b=15,\\ -9a+9b=27,\end{array}\right.$$    $$ \left\{\begin{array}{l}a+b=15,\\ a-b=-3.\end{array}\right.$$                      

    Сложим уравнения последней системы, получаем:  `2a=12`,  `a=6`, тогда  `b=9`. Заданное число `69`, второе число `96`.

    Ответ

    `69` и `96`. ▲

    Пример 19

    Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля `5%` и `40%`. Сколько нужно взять каждого из этих сортов стали, чтобы полу­чилось `140` т стали с содержанием никеля `30%`?

    Решение

    Обозначим через `x` массу стали с `5%` содержанием никеля и через   `y`  массу  стали  с  `40%`   содержанием  никеля.  Тогда `x+y=140`.   В `x` тоннах стали содержится `0,05x` никеля, а в  `y`  тоннах стали содержится `0,04y` никеля. Масса  никеля  равна `0,05x+0,4y` и  составляет `30%`  от `140` т,  т. е.  `3/10 140  "т"=42  "т"`. Получили второе уравнение

    `0,05x+0,4y=42`.

    Умножим обе части уравнения на `20`, получим: `x+8y=840`.

    Для нахождения `x` и `y` получили систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}x+y=140,\\ x+8y=840.\end{array}\right.$$

    Вычтем из второго уравнения первое уравнение, получим:  `7y=700`,  `y=100`  тогда `x=140-y=40`.

    Ответ

    `40` т, `100` т. 

    Пример 20

    Оператор ЭВМ, работая с учеником, обрабатывает задачу за `2` ч `24` мин. Если оператор будет работать `2` ч, а ученик `1` ч, то будет выполнено `2/3` всей работы. Сколько времени потребуется оператору и ученику в отдельности на обработку задачи?

    Решение

    Обозначим всю работу за `1`, производительность оператора за `x` и производительность ученика за  `y`. Учитываем, что    

    `2` ч `24` мин`=2  2/5` ч `=12/5` ч.  

    Из первого условия задачи следует, что `(x+y)12/5=1`. Из второго условия задачи следует, что   `2x+y=2/3`. Получили систему уравнений

    $$ \left\{\begin{array}{l}\left(x+y\right)\frac{12}{5}=1,\\ 2x+y=\frac{2}{3}.\end{array}\right.$$

    Решаем эту систему методом подстановки:

    `y=2/3-2x`;  `(x+2/3-2x)12/5=1`;  `(2/3-x)12/5=1`;  `12/5x=8/5-1`;

    `12/5x=3/5`;  `x=1/4`;  `y=2/3-1/2=1/6`.

                    

    Ответ

    Для оператора понадобится `4` часа `(1:1/4=4)`, а ученику `– 6` часов `(1:1/6=6)`. 


  • Введение

    Слово «электричество» может вызвать представление о сложной современной технике: компьютерах, телевизорах, электродвигателях и т. д. Но электричество играет в нашей жизни гораздо более серьёзную роль. Действительно, согласно современной теории строения вещества, силы, действующие между атомами и молекулами, в результате чего образуются жидкие и твёрдые тела, – это электрические силы. Они ответственны и за обмен веществ, происходящий в человеческом организме. Даже когда мы что-нибудь тянем или толкаем, это оказывается результатом действия электрических сил между молекулами руки и того предмета, на который мы воздействуем. И вообще, большинство сил (например, силы упругости, силы реакции опоры) сегодня принято считать электрическими силами, действующими между атомами. Сила тяжести, однако, не относится к электрическим силам.

    Электрические явления известны с древних времён, но лишь в последние два столетия они были досконально изучены. По современным представлениям вся совокупность электрических и магнитных явлений есть проявление существования, движения и взаимодействия электрических зарядов. В настоящем Задании мы познакомимся с основными понятиями, определениями и законами, утвердившимися при описании электрических явлений.

  • 1.2. Объяснение явления электризации

    По современным представлениям атом состоит из массивного положительно заряженного ядра, состоящего из протонов и нейтронов, и движущихся вокруг ядра отрицательно заряженных электронов. В нормальном состоянии положительный заряд ядра (его носителями являются находящиеся в ядре протоны) равен по величине (т. е. по модулю) отрицательному заряду электронов, и атом в целом электрически нейтрален. Однако атом может терять или приобретать один или несколько электронов. Тогда его заряд будет положительным или отрицательным, и такой атом называется ионом.

    В твёрдом теле ядра атомов могут колебаться, оставаясь вблизи фиксированных положений, в то время как часть электронов движется свободно. Электризацию трением можно объяснить тем, что в различных веществах ядра удерживают электроны с различной силой. Когда пластмассовая линейка, которую натирают бумажной салфеткой, приобретает отрицательный заряд, это означает, что электроны в бумажной салфетке удерживаются слабее, чем в пластмассе, и часть их переходит с салфетки на линейку. Положительный заряд салфетки равен по величине отрицательному заряду, приобретённому линейкой. Таким образом,  при электризации тел заряды не создаются, а перераспределяются. Этим и объясняется явление электризации: электроны удаляются из тела или заимствуются у атомов другого тела, но не уничтожаются и не создаются вновь. Следует заметить, что при описанном способе электризации трение не играет принципиальной роли: сдавливая тела,  мы просто сближаем их поверхности, которые без этого соприкасались бы в немногих точках вследствие неровностей и выступов.

    Наэлектризовать тело можно и другими способами. Например, приведя незаряженное тело в соприкосновение с заряженным. Возможна электризация через влияние, т. е. без непосредственного контакта. Опыт показывает, что под действием заряженного тела на незаряженном может происходить перераспределение электронов или упорядочение молекул (или атомов), вследствие чего части незаряженного тела оказываются наэлектризованными. Это явление получило название электризации через влияние, или электростатической индукции, а заряды, возникающие вследствие перераспределения (упорядочения), индуцированными.

    Электризация у некоторых веществ может происходить под действием электромагнитных волн: электроны покидают облучаемую поверхность, в результате тело заряжается положительно. Это явление называется фотоэлектрическим эффектом, или кратко фотоэффектом.

    Пример 2

    В результате действия ультрафиолетового электромагнитного излучения на первоначально незаряженное тело его поверхность покинуло `N=4,0*10^(10)` электронов. Найдите заряд `Q` тела? Элементарный заряд `e=1,6*10^(-19)`Кл.

    Решение

    Положительный заряд тела будет обусловлен некомпенсированным электронами зарядом `Q=N*e=4,0*10^(10)*1,6*10^(-19)=6,4*10^(-9)`Кл.


  • 1.1. Статическое электричество. Электрический заряд и его свойства

    Слово электричество происходит от  греческого названия янтаря – ελεκτρον. Янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев; древние заметили, что если натереть янтарь куском шерстяной ткани, то он будет притягивать  лёгкие  предметы  и  пыль. В конце  XVI  века  английский  учёный У. Гильберт обнаружил, что таким же свойством обладают стекло и ряд других веществ, натёртых шёлком. Теперь мы говорим, что в этих случаях тела, благодаря трению, приобретают электрический заряд, а сами тела называем заряженными.

    Все ли электрические заряды одинаковы или существуют различные их виды? Опыт показывает, что существует два и только два вида зарядов, причём заряды одного вида отталкиваются, а заряды разных видов притягиваются. Мы говорим, что одноимённые заряды отталкиваются, а разноимённые притягиваются.

    Американский учёный Б. Франклин (XVIII век) назвал эти два вида зарядов положительными и отрицательными. Какой заряд как назвать было совершенно безразлично; Франклин предложил считать заряд наэлектризованной стеклянной палочки положительным. В таком случае заряд, появляющийся на янтаре, потёртом о шерсть, будет отрицательным. Этого соглашения придерживаются и по сей день.

    О заряженных телах говорят, что одни тела наэлектризованы сильнее, а другие слабее. Для того чтобы такие утверждения имели смысл, следует установить количественную меру, позволяющую сравнивать степени наэлектризованности тел. Мерой наэлектризованности любого тела является электрический заряд  `Q` этого тела (латинские буквы `q` и `Q` традиционно используются для обозначения заряда). В свою очередь, незаряженные тела называют электронейтральными, или просто нейтральными, их заряд равен нулю.

    В международной системе единиц (сокращенно СИ) единицей измерения заряда служит кулон (Кл) (в честь французского учёного Шарля Кулона, установившего в 1785 г. закон взаимодействия точечных зарядов). Определение этой единицы в СИ даётся через единицу измерения силы тока и будет представлено ниже.

    Развитие науки о природе привело не только к открытию элементарных частиц (протонов, электронов, нейтронов и др.), но и показало, что электрический заряд не может существовать сам по себе, без элементарной частицы – носителя заряда.

    Важными свойствами заряда являются его делимость и независимость от скорости.

    Экспериментально установлена делимость электрического заряда и существование его наименьшей порции. Эту наименьшую величину электрического заряда называют элементарным зарядом `e=1,6*10^(-19)`Кл. Несмотря на значительные экспериментальные усилия, к настоящему времени не обнаружены в свободном состоянии носители с зарядом `|q|<e`, где `e` - элементарный заряд.

    Носителями электрического заряда являются элементарные частицы, например, электроны (заряд каждого `q_e=-e=-1,6*10^(-19)`Кл), протоны (заряд каждого `q_p=e=1,6*10^(-19)`Кл). Экспериментально установлено, что отрицательный заряд электрона равен (с высокой точностью) по абсолютному значению положительному заряду протона. Величина заряда любого тела кратна элементарному заряду.

    Пример 1

    Металлическому шару путём удаления части электронов сообщается заряд `Q=2,0*10^(-6)` Кл. Сколько электронов удалено с шара? На сколько изменится масса шара? Элементарный заряд `e=1,6*10^(-19)`Кл, масса электрона  `m_e=0,9*10^(-30)`кг.

    Решение

    Количество удалённых электронов найдём из равенства

    `N=(-Q)/(-e)=(2,0*10^(-6))/(1,6*10^(-19))=1,25*10^(13)`.

    Масса электронов, удалённых с шара,

    `m=N*m_e=1,25*10^(13)*0,9*10^(-30)=1,125*10^(-17)`кг

    даёт ответ на второй вопрос задачи. Отметим, что убыль массы шара очень мала.

    Независимость элементарного заряда от скорости носителя доказывается фактом электронейтральности атомов, в которых вследствие различия масс электрона и протона лёгкие электроны, видимо, движутся значительно быстрее массивных протонов. Если бы заряд зависел от скорости, нейтральность атомов не могла бы соблюдаться. Так что независимость заряда от скорости принимается в качестве одного из экспериментальных фактов,  на которых строится теория электричества.

    Лишь в XIX веке стало ясно: причина существования электрического заряда кроется в самих атомах. Позднее (в другом Задании) мы обсудим строение атома и развитие представлений о нём более подробно; здесь же кратко остановимся на основных идеях, которые помогут нам лучше понять природу электричества.


  • 1.3. Проводники и изоляторы

    По поведению зарядов в наэлектризованном теле все вещества делятся на проводники и изоляторы (диэлектрики). В диэлектриках сообщённый им заряд остаётся в том месте, куда он был помещён при электризации. В проводниках сообщённый заряд может свободно перемещаться по всему телу. Именно поэтому проводящие тела можно заряжать электризацией через влияние. Почти все природные материалы попадают в одну из этих двух резко различных категорий. Есть, однако, вещества (среди которых следует назвать кремний, германий, углерод), принадлежащие к промежуточной, но тоже резко обособленной категории. Их называют полупроводниками.

    С точки зрения атомной теории электроны в изоляторах связаны с атомами очень прочно, в то время как в проводниках многие электроны связаны с атомами очень слабо и могут свободно перемещаться внутри вещества. Такие электроны называют «свободными», или электронами проводимости. Слово «свободными» взято в кавычки, так как свойства электронов в металле значительно отличаются от свойств действительно свободных электронов в вакууме. В металлических телах – проводниках электричества – число свободных электронов огромно. Проиллюстрируем это утверждение на следующем примере.

    Пример 3

    Оцените число `n` свободных электронов в `V=1"м"^3` меди, считая, что в меди в среднем в расчёте на один атом свободным является один электрон. Плотность меди `rho=8,9*10^3 "кг"//"м"^3`, в `M=64` г меди содержится  `N_A=6,02*10^(23)` атомов.

    Решение

    Согласно условию число свободных электронов в любом объёме меди равно числу атомов в нём. Поэтому определим число атомов в объёме `V`.  Для этого следует массу меди `rhoV` разделить на `M` и умножить на `N_A`, т. е.

    `N=(rhoV)/M N_A=(8,9*10^3*1)/(64*10^(-3))*6,02*10^(23)~~8,4*10^(28)`.

    Найденная величина называется концентрацией носителей.


  • 1.4. Закон сохранения электрического заряда

    Сохранение электрического заряда представляет собой важнейшее известное из опыта его свойство: в изолированной системе алгебраическая сумма зарядов всех тел остаётся неизменной. Справедливость этого закона подтверждается не только в процессах электризации, но и в наблюдениях над огромным числом рождений, уничтожений и взаимных превращений элементарных частиц. Закон сохранения электрического  заряда – один  из  самых фундаментальных  законов  природы. Неизвестно ни одного случая его нарушения. Даже в тех случаях, когда происходит рождение новой заряженной частицы, обязательно одновременно рождается другая частица с равным по величине и противоположным по знаку зарядом.

    Электрический заряд элементарной частицы не зависит ни от выбора системы отсчёта, ни от состояния движения частицы, ни от её взаимодействия с другими частицами. Поэтому и заряд макроскопического тела не зависит ни от движения составляющих его частиц, ни от движения тела как целого.

    Пример 4

    Два одинаковых проводящих шарика, несущих заряды `Q_1=-9,0*10^(-9)` Кл и `Q_2=2,0*10^(-9)` Кл, приводят в соприкосновение и удаляют друг от друга. Какими станут заряды `Q_1^'` и `Q_2^'` шариков?

    Решение

    После приведения шариков в соприкосновение заряды, свободно перемещающиеся в проводниках, придут в движение и разделятся поровну между шариками. Действительно у зарядов «нет оснований предпочесть» один из шариков: «с точки зрения зарядов» шарики неотличимы. Тогда `Q_1^'=Q_2^'`. Заряды шариков найдём по закону сохранения электрического заряда:

    `Q_1+Q_2=2Q_1^'`.

    Отсюда `Q_1^'=(Q_1+Q_2)/2=(-9,0*10^(-9)+2,0*10^(-9))/2=-3,5*10^(-9)` Кл.

    Соображения симметрии, использованные при решении задачи, являются важнейшими в физике, к ним мы будем неоднократно обращаться в дальнейшем в различных разделах курса физики.

    Пример 5

    Свободный нейтрон `n` - незаряженная частица – распадается на протон `p`, электрон  `e^-` и электронное антинейтрино $$ {\stackrel{~}{\nu }}_{e}$$. Схему этой реакции записывают в виде $$ n\to p+{e}^{-}+{\stackrel{~}{\nu }}_{e}$$. Найдите заряд `q` антинейтрино.

    Решение

    По условию нейтрон – незаряженная частица. Заряды протона и электрона равны соответственно `e` и `-e`. Из закона сохранения заряда следует, что заряд нейтрона равен сумме зарядов продуктов реакции, т. е. протона, электрона и антинейтрино:

    `0=e+(-e)+q`.

    Отсюда `q=0`.

    Заряд электронного антинейтрино равен нулю.


  • 1.5. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле

    Заряженные тела воздействуют друг на друга. Сила взаимодействия двух зарядов зависит от величин этих зарядов и от расстояния межу ними. Долгое время оставалось неясным, посредством чего взаимодействуют заряженные тела, если они не вступают в непосредственный контакт друг с другом. Кулон был убеждён, что промежуточная среда, т. е. «пустота» между зарядами никакого участия во взаимодействии не принимает.

    Такая точка зрения, несомненно, была навеяна впечатляющими успехами ньютоновской теории тяготения, блестяще подтверждавшейся астрономическими наблюдениями. Однако сам Ньютон писал: «Непонятно, каким образом неодушевлённая косная материя, без посредства чего-либо иного, что нематериально, могла бы действовать на другое тело без взаимного прикосновения».

    В 30-е годы XIX века английским естествоиспытателем М. Фарадеем была введена в физику идея поля как материальной среды, посредством которой осуществляется любое взаимодействие пространственно удалённых тел. М. Фарадей считал, что «материя присутствует везде, и нет промежуточного пространства, не занятого ею». Фарадей развил последовательную концепцию электромагнитного поля, основанную на идее конечной скорости распространения взаимодействия. Законченная теория электромагнитного поля в строгой математической форме была через 30 лет развита другим английским физиком, Дж. Максвеллом.

    По современным представлениям электрические заряды наделяют окружающее их пространство особыми физическими свойствами – создают электрическое поле. Основным свойством поля является то, что на находящуюся в этом поле заряженную частицу, действует некоторая сила, т. е. взаимодействие электрических зарядов осуществляется посредством создаваемых ими полей. Поле, создаваемое неподвижными зарядами, не изменяется со временем и называется электростатическим.

    Таким образом, электрическое поле представляет собой особый вид материи (отличный от вещества), которое создаётся электрическими зарядами и которое обнаруживается по действию на электрические заряды. Более подробно взаимодействие электрических зарядов и электрические поля, создаваемые зарядами, будут рассмотрены в десятом классе, а мы перейдём к изучению вопросов, связанных с электрическим током.

  • 2.1. Электрический ток в проводниках. Направление электрического тока. Сила и плотность тока

    Направленное движение электрических зарядов называется электрическим током. Носителями зарядов в зависимости от типа проводника могут быть электроны и ионы. В металлических проводниках – это свободные электроны, или электроны проводимости, в гальванических ваннах, т. е. в растворах электролитов, – положительные и отрицательные ионы. Тела или вещества, в которых можно создать электрический ток, называют проводниками электрического тока. Проводниками являются все металлы, водные растворы солей или кислот, ионизованные газы.

    При движении свободных заряженных частиц происходит перенос заряда. Количественной характеристикой – силой $$ I$$ тока – принято считать скорость переноса заряда через любое поперечное сечение проводника, т. е. количество заряда, перемещённого через «контрольную поверхность», на которой осуществляется подсчёт пересёкшего её заряда, в единицу времени:

     `I=q/t`,                                                     (1)


    где `q` – заряд, прошедший через произвольное фиксированное поперечное сечение проводника за время от `0` до `t`. Если сила тока не изменяется со временем, ток называют постоянным. Единица измерения силы тока в системе СИ называется ампером (А) (в честь А.М. Ампера – французского учёного XIX века) и вводится через магнитное взаимодействие токов.

    Один ампер есть сила такого тока, поддерживаемого в двух бесконечных (очень длинных) прямолинейных параллельных проводниках ничтожно малой площади поперечного сечения, расположенных на расстоянии `1`м в вакууме, при котором в расчёте на `1` метр длины проводника действует сила  `F=2*10^(-7) "Н"`.

    Единица измерения силы тока ампер, наряду с метром, секундой, килограммом, является основной единицей системы СИ. Единица измерения заряда кулон (Кл) является производной и вводится в соответствии с (1): один кулон – это электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока $$ 1\mathrm{A}$$ за $$ 1\mathrm{c}$$, т. е. $$ 1\mathrm{Кл}=1\mathrm{A}·1\mathrm{c}.$$

    За направление электрического тока принимают направление, в котором движутся положительно заряженные носители тока.

    Отношение силы `I` тока к площади `S` поперечного сечения проводника называется плотностью тока:

    `j=I/S`,                                                       (2)


    которая равна силе тока в расчёте на единицу площади поперечного сечения.

    Пример 6

    По проводу течёт постоянный ток. Через произвольное поперечное сечение за время  `t=2` мин протёк заряд `q=1,2` Кл. Найдите силу `I` тока в проводе и его плотность `j`. Площадь поперечного сечения проводника `S=0,5 "мм"^2`.

    Решение

    Силу тока определим по формуле (1):

    $$ I={\displaystyle \frac{q}{t}}={\displaystyle \frac{\mathrm{1,2}}{120}}=\mathrm{0,01}\mathrm{A}$$,

     плотность тока найдём по формуле (2):

    `j=I/S=(0,01)/(0,5*10^(-6))=2*10^4"А"//"м"^2`.

    Пример 7

    Согласно модели, предложенной Нильсом Бором, в основном состоянии атома водорода электрон движется вокруг покоящегося протона по круговой орбите радиуса `r=0,53*10^(-10)` м со скоростью `v=2,2*10^6` м/с. Какой величине `I` тока эквивалентно движение электрона по орбите? Каково направление этого тока? Элементарный заряд `e=1,6*10^(-19)` Кл.

    Решение

    В рассматриваемой модели электрон обращается вокруг протона с периодом  `T=(2pir)/v`.    За `t=1` с электрон пересечёт любую контрольную поверхность, на которой происходит подсчёт переносимого заряда, `nu=1/T` раз. Тогда через эту поверхность за `t=1` с пройдёт заряд `q=e*nu`, т. е. сила эквивалентного тока в соответствии с (1) равна

    `I=q/t=enu=ev/(2pir)=1,6*10^(-19) *(2,2*10^6)/(2*3,14*0,53*10^(-10))~~1,06*10^(-3) "А"`.

    Поскольку электрон – отрицательно заряженная частица, то направление рассматриваемого тока противоположно направлению движения электронов.

  • 2.2. Электрические цепи. Источники электрического тока

    Электрический ток течёт в электрических цепях, представляющих собой различные приборы и устройства, соединённые проводниками.

    Если бы носители заряда, приведённые в движение в замкнутом проводнике, не взаимодействовали с ионами, то они двигались бы бесконечно долго. Такой ток можно наблюдать в некоторых веществах при весьма низких температурах; удельное сопротивление таких веществ – их называют сверхпроводниками – равно нулю при этих температурах.

    Но в большинстве проводников при протекании тока движущиеся заряженные частицы взаимодействуют с неподвижными и теряют кинетическую энергию.

    Для получения постоянного тока, т. е. не изменяющегося с течением времени, на заряды в электрической цепи должны действовать не только силы электрического поля, но и другие силы, отличные от сил электрического взаимодействия. Такие силы получили общее название сторонних электродвижущих сил. Всякое устройство, в котором возникают сторонние силы, называют источником тока. Источниками тока являются, например, батарейки, аккумуляторы и т. д.

    Сторонние силы в источниках возникают по разным причинам. В химических источниках, например, в автомобильном аккумуляторе или в гальваническом элементе, они возникают благодаря химическим реакциям в области контакта пластин аккумулятора или электродов батарейки с жидким электролитом. В фотоэлементе они возникают в результате действия электромагнитного излучения на электроны в металле или полупроводнике. В генераторах на электростанции сторонние силы возникают в проводниках при движении их в магнитном поле.

    Если воспользоваться гидростатической аналогией, то силы электрического поля в электрической цепи можно уподобить силе тяжести, стремящейся выравнивать уровни жидкости в сообщающихся сосудах; источник тока с действующими в нём сторонними электродвижущими силами можно сравнить с насосом, работающим против силы тяжести и восстанавливающим разность уровней в сосудах, несмотря на течение жидкости.

    Источник тока по результатам своего действия представляет собой устройство, отделяющее положительные заряды от отрицательных. После разделения заряды перемещаются на полюса (электроды) источника. При этом один из электродов заряжается положительно, другой отрицательно. И если к источнику подключить проводник, то эти заряды действуют на заряды проводника вблизи полюсов, те в свою очередь действуют на соседние и т. д. В результате этих коллективных взаимодействий в цепи на поверхности проводника возникает такое распределение зарядов, которое обеспечивает существование внутри проводника электрического поля, а в проводнике под действием сил этого поля течёт электрический ток.

  • 2.3. Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока

    В электрической цепи, подключённой к источнику, возникают электрические силы, действующие на носители зарядов и приводящие их в движение. Пусть под действием электрической силы `F` частица, несущая заряд `q`, переместилась вдоль проводника из точки `1` в точку `2`, а сила `F` совершила над заряженной частицей работу `A_(12)`. Отношение работы `A_(12)` электрической силы над зарядом `q` при перемещении его из точки `1` в точку `2` к самому заряду $$ q$$ называют электрическим напряжением между точками `1` и `2`:

     `U_(12)=(A_(12))/q`.                                                  (3)

    Единицей измерения напряжения в СИ является вольт (В).

    За один вольт принимается напряжение на концах проводника, при котором работа сил электрического поля по перемещению через этот проводник заряда в один кулон равна одному джоулю.

    Эта единица  названа в честь итальянского физика А. Вольта, который в 1800 г. изобрёл электрическую батарею и впервые получил с её помощью постоянный ток, устойчиво поддерживавшийся в электрической цепи. Это открытие ознаменовало начало новой эпохи, полностью преобразившей нашу цивилизацию: современная жизнь немыслима без использования электрического тока.

    В соотношении (3) индексы `1` и `2` можно опустить, если помнить, что `1` – это точка «старта», `2` – точка «финиша».

    Зная напряжение `U` на концах проводника и силу тока `I`, текущего в проводнике в течение времени `t` постоянного тока, вычислим заряд `q=I*t`, который протечёт за указанное время по проводнику. Тогда за это время силы электрического поля в проводнике совершат работу

     `A=q*U=I*t*U`.                                             (4)

    Это позволяет судить о скорости совершения работы электрическими силами, т. е. о мощности, развиваемой силами электрического поля. Из (4) следует, что в проводнике, напряжение на концах которого равно `U`, а сила тока `I`, силы электрического поля в единицу времени совершают работу

    `P=A/t=I*U`.                                                (5)

    Напомним, что единицей измерения мощности в СИ служит ватт (Вт).

    Очень часто работу и мощность электрических сил называют соответственно работой и мощностью электрического тока, тем самым подчёркивают, что это работа по поддержанию электрического тока в цепи.

    Пример 8

    По проводнику в течение `T=1` мин течёт постоянный ток силой `I=0,2` А. Напряжение на проводнике `U=1,5` В. Какую работу `A` совершают электрические силы в проводнике за указанное время? Найдите мощность `P` электрического тока в проводнике.

    Решение

    За время `T` через проводник пройдёт заряд `Q=I*T`. Работа сил электрического поля над этим зарядом в соответствии с (4) равна

    `A=Q*U=I*T*U=0,2*60*1,5=18` Дж.

    Для ответа на второй вопрос задачи воспользуемся соотношением (5):

    `P=I*U=0,2*1,5=0,3` Вт.

    Заметим, что в повседневной жизни, рассчитываясь «за электричество», мы оплачиваем расход электроэнергии – работу электрических сил, а не мощность. И здесь принято работу электрических сил выражать во внесистемных единицах – киловатт-часах:

    `1` кВт`*`ч`=1000`Вт`*3600`с`=3,6*10^6`Дж

    Работа электрического тока может идти на изменение механической и внутренней энергий проводника. Например, в результате протекания электрического тока через электродвигатель его ротор (подвижная часть, способная вращаться, в отличие от статора) раскручивается. При этом большая часть работы электрических сил идёт на увеличение механической энергии ротора, а также других тел, с которыми ротор связан теми или иными механизмами. Другая часть работы электрического тока (в современных электродвигателях один – два процента) идёт на изменение внутренней энергии обмоток двигателя, что приводит к их нагреванию (обмотка электродвигателя представляет собой катушку, изготовленную обычно из меди, с большим числом витков).

    Обсудим тепловое действие электрического тока более подробно. Из опыта известно, что электрический ток нагревает проводник. Объясняется это явление тем, что свободные электроны в металлах, перемещаясь под действием сил электрического поля, взаимодействуют с ионами вещества и передают им свою энергию. В результате увеличивается энергия колебаний ионов в проводнике, его температура растёт, при этом говорят, что в проводнике за некоторое время `t` выделяется количество теплоты `Q_("тепл")`. Если проводник с током неподвижен и величина тока постоянна, то работа электрических сил идёт на изменение внутренней энергии проводника. По закону сохранения энергии это количество равно работе сил электрического поля (4) в проводнике за то же самое время,      т. е.

     `Q_("тепл")=I*t*U`.                                             (6)

    Отсюда мощность `P` тепловыделения, т. е. количество теплоты, выделяющейся в единицу времени на участке цепи, где напряжение равно `U`, а сила тока равна `I` составляет

    `P=(Q_("тепл"))/t=U*I`.                                            (7) 

    Пример 9

    По спирали электроплитки, подключённой к источнику с напряжением `U=120` В, протекает постоянный ток силой `I=5` А в течение `T=1` ч. Какое количество теплоты `Q_("тепл")`  отдаёт при этом плитка в окружающую среду?

    Решение

    В окружающую среду будет передано то количество теплоты, которое выделится в спирали нагревательного элемента плитки за указанное время. По формуле (6) находим:

    `Q_("тепл") =I*T*U=5*3600*120=2,16*10^6` Дж.

    Пример 10

    Электродвигатель, включённый в электрическую сеть с напряжением `U=24` В, за время `T=1` ч работы совершил механическую работу `A=1680` кДж. Сила тока в обмотке `I=20` А. Найдите мощность `P` электрического тока и коэффициент полезного действия  `eta` двигателя. Какое количество теплоты `Q_("тепл")` выделится в обмотке?

    Решение

    Мощность электрического тока найдём по формуле (5):

    `P=I*U=20*24=480` Вт.

    По определению коэффициент полезного действия (КПД) `eta` двигателя равен отношению полезной механической работы `A` к работе электрических сил `A_("эл")`, умноженному на `100%`. С учётом выражения (4) для работы электрических сил находим КПД электродвигателя:

    `eta=A/(A_("эл"))*100%=A/(UIT)*100%=(1680*10^3)/(24*20*3600)*100%~~97%`.

    Количество `Q_("тепл")` теплоты, выделившейся в обмотке, найдём по закону сохранения энергии `A_("эл")=A+Q_("тепл")`. Отсюда  `Q_("тепл")=A_("эл")-A=UIT-A=24*20*3600-1680*10^3=48*10^3` Дж.

  • 2.4. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля – Ленца

    Как отмечалось выше, для поддержания постоянного тока в проводнике, т. е. движения электронов с постоянной скоростью, необходимо непрерывное действие сил электрического поля на носители заряда. Это означает, что электроны в проводниках движутся «с трением», иначе говоря, проводники обладают электрическим сопротивлением.

    Если состояние проводника остаётся неизменным (не изменяется его температура и т. д.), то для каждого проводника существует однозначная зависимость между напряжением `U` на концах проводника и силой `I` тока в нём `I=f(U)`. Она называется вольтамперной характеристикой данного проводника.

    Для многих проводников эта зависимость особенно проста – линейная: сила тока прямо пропорциональна приложенному напряжению, т. е.

     `I=1/RU`,                                                 (8)

    где `R` – электрическое сопротивление проводника (постоянная при неизменных условиях величина).

    Этот закон носит название закона Ома. Немецкий физик Г. Ом в 1827 г. в результате серии экспериментов установил, что для широкого класса проводников сила `I` электрического тока в проводнике пропорциональна напряжению `U` на концах проводника.

    Сопротивление `R` проводника зависит от рода вещества проводника, от его размеров и формы, а также от состояния проводника.

    Единицей сопротивления в СИ является один Ом (Ом). За один Ом принимается сопротивление такого проводника, в котором при напряжении между его концами один вольт течёт постоянный ток силой один ампер: `1`Ом`=1`В`//1`A.

    Вытекающее из закона Ома (8) соотношение

     `R=U/I`                                                 (9)

    можно рассматривать и как определение сопротивления по приведённой формуле.

    Г. Ом установил, что для проводников  $$ R$$ не зависит от $$ U.$$ 

    В технических приложениях для описания процессов в электрических цепях часто используется понятие  вольтамперной характеристики. Для проводников, подчиняющихся закону Ома (8), графиком зависимости силы `I` тока в проводнике от напряжения `U` на нём будет прямая линия, проходящая через начало координат (см. рис. 1). При этом говорят, что проводник имеет линейную вольтамперную характеристику.

    В то же время для полупроводников, электронных ламп, диодов, транзисторов зависимость `I=f(U)` носит сложный характер, и такие элементы называют нелинейными (или неомическими). Для таких элементов величина `R`, вычисленная по формуле `R=U/I`, зависит от `U`. В частности, при измерении вольтамперной характеристики лампочки накаливания с вольфрамовой нитью мы обнаружим, что она имеет вид, схематически показанный на рис. 2. Искривление вольтамперной характеристики связано с нагревом нити и увеличением сопротивления нити накала с ростом температуры. В некоторых устройствах, таких как диод, сопротивление зависит от направления тока.


    Обсудим вопрос о тепловыделении в проводнике. С учётом закона Ома (8) формула (7) для мощности тепловыделения принимает вид:

    `P=U*I=U^2/R=I^2R`.                                      (10)

    Другими словами, если через резистор `R` протекает постоянный ток силой `I`, то за `t` секунд в резисторе выделяется количество теплоты, равное

    `Q_("тепл")=P*t=U^2/R*t=I^2*R*t`.                               (11)

    Соотношения (10), (11) являются математическим выражением закона, открытого в XIX веке практически одновременно и независимо английским физиком Д. Джоулем и русским физиком Э.Х. Ленцем.

    Обратим внимание, что полученный закон является прямым следствием закона сохранения энергии в применении к движению электрических зарядов под действием сил электрического поля.

  • 2.5 Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление

    Причиной электрического сопротивления является взаимодействие электронов с ионами кристаллической решётки. Зависимость сопротивления проводника от его размеров и вещества, из которого изготовлен проводник, на опытах изучил Г. Ом. Он установил, что сопротивление проволоки длиной `l` и площадью поперечного сечения `S` определяется по формуле

    `R=rho l/S`                                               (12)

    где `rho` – удельное сопротивление вещества, из которого изготовлен проводник. Эту величину определяют экспериментально, результаты измерений удельного сопротивления приводят в физических справочниках (и в справочных разделах задачников по физике).

    В соответствии с формулой (12) единицей удельного сопротивления в СИ служит Ом`*`м.

    Удельное сопротивление вещества зависит от температуры. Для металлов с ростом температуры растёт и удельное сопротивление. У электролитов наблюдается обратная зависимость. Эти обстоятельства следует учитывать на практике при расчётах спиралей электронагревательных приборов,   нитей лампочек накаливаний и т. д.

    Пример 11

    Резистор сопротивлением `R=38` Ом изготовлен из медного провода кругового сечения массой `m=11,2` г. Найдите длину `l` провода. Удельное сопротивление меди `rho=1,7*10^(-8)` Ом`*`м, плотность меди `delta=8,9*10^3 "кг"//"м"^3`. Обратите внимание, что в настоящем примере приняты обозначения: `delta` – плотность, `rho` – удельное сопротивление.

    Решение

    Обозначим площадь поперечного сечения проводника `S`. Тогда объём проводника равен  `V=S*l`, его масса `m=delta*V=delta*S*l`. По формуле (12) сопротивление проводника равно `R=rhol/S`.

    Исключая `S` из двух последних соотношений, приходим к ответу на вопрос задачи:

    `l=sqrt((mR)/(rho delta))=sqrt((11,2*10^(-3)*38)/(1,7*10^(-8)*8,9*10^3))~~53` м.

  • 2.6. Соединение проводников в электрической цепи

    В электрических цепях, с которыми мы встречаемся на практике, проводники могут быть соединены различными способами. Наиболее простые способы соединения известны как последовательное и параллельное соединения резисторов.

    Рассмотрим участок $$ AB$$ цепи, в котором резисторы с сопротивлениями `R_1` и `R_2` соединены последовательно (рис. 3). Поставим вопрос: каким сопротивлением `R_("экв")`, подключённым между точками `A` и `B`, можно заменить последовательно соединенные сопротивления `R_1` и `R_2` так, чтобы напряжение на участке `AB` и сила тока, текущего от `A` к `B`, остались неизменными?

    Для ответа на поставленный вопрос заметим, что при последовательном соединении сила тока во всех проводниках одинакова – иначе заряды накапливались бы (или исчезали) в каких-то точках цепи. Так что `I=I_1=I_2`.

    Далее: работа сил электрического поля над любым зарядом при перемещении его из `A` в `B` будет равна сумме работ электрических сил над этим зарядом, совершаемых силами поля при его перемещении в каждом проводнике.

    Отсюда следует, что напряжение на `AB` равно сумме напряжений на резисторах

    $$ {U}_{AB}={U}_{1}+{U}_{2}=I·\left({R}_{1}+{R}_{2}\right).$$

    В эквивалентной схеме сила $$ I$$ тока и напряжение $$ {U}_{AB}$$ «не заметили» замены `R_1` и `R_2` на `R_("экв")`. В этом случае по закону Ома `U_(AB)=I*R_("экв")`. Из сопоставления двух последних равенств находим

     `R_("экв")=R_1+R_2`.                                           (13)

    Этот результат легко обобщается на случай `n` последовательно соединённых резисторов `R_1,R_2,...,R_n`. В этом случае (рекомендуем лично выполнить соответствующий вывод):

    `R_("экв")=sum_(i=1)^n R_i=R_1+R_2+...+R_n`.

    Рассмотрим теперь участок `AB` цепи, в котором резисторы с сопротивлениями `R_1` и `R_2` соединены параллельно (см. рис. 4). Поставим вопрос: каким сопротивлением `R_("экв")`, подключённым между точками `A` и `B`,  можно заменить параллельно соединённые `R_1` и `R_2` так, чтобы напряжение на участке `AB` и сила тока, текущего к узлу `A` и вытекающего из узла `B` остались неизменными?

    Для ответа на поставленный вопрос заметим, что при параллельном соединении проводников работа сил электрического поля в расчёте на единичный заряд (см. (3)) в проводниках одинакова (иначе нарушался бы закон сохранения энергии). Это означает, что напряжения на параллельно соединённых проводниках одинаковы. Обозначим его `U_(AB)`. Силу тока в каждом проводнике определим по закону Ома:  `I_1=(U_(AB))/R_1`,  `I_2=(U_(AB))/R_2`.

    Далее, в любом узле, т. е. точке, где сходятся более двух проводов, по закону сохранения электрического заряда сумма токов, втекающих в узел, равна сумме токов, вытекающих из него. Отсюда следует, что в рассматриваемой задаче (рис. 4) сила `I` тока на входе и на выходе равна сумме сил токов в отдельных ветвях параллельной цепи:

    `I=I_1+I_2=(U_(AB))/R_1+(U_(AB))/R_2=U_(AB)(1/R_1+1/R_2)`.

    В эквивалентной схеме сила $$ I$$ тока и напряжение $$ {U}_{\mathrm{AB}}$$ связаны с `R_("экв")` законом Ома (8) `I=(U_(AB))/R_"экв"`. Два последних равенства справедливы при любых значениях, входящих в них величин `I` и `U_(AB)` если

    `1/(R_("экв"))=1/R_1+1/R_2`.                                (14)

    Этот результат легко обобщается на случай `n` параллельно соединённых резисторов `R_1, R_2, ..., R_n`. В этом случае

    `1/(R_("экв"))=1/R_1+1/R_2+...+1/R_n`.     

    Пример 12

    Между точками `A` и `B` электрической цепи подключены резисторы `R_1=10` Ом, `R_2=20` Ом, `R_3=30` Ом, как показано на рис. 5. Найдите эквивалентное сопротивление `R_(AB)` этого участка цепи.

    Решение

    Эквивалентное сопротивление `R_(12)` цепочки последовательно соединённых резисторов `R_1` и `R_2` найдём по формуле (13)

    `R_(12)=R_1+R_2`.

    Заменяя эти резисторы эквивалентным сопротивлением, получаем участок цепи, в котором к точкам `A` и `B` параллельно присоединены резисторы `R_(12)` и `R_3`. Тогда искомое эквивалентное сопротивление найдём из (14)

    `1/(R_("экв"))=1/(R_(12))+1/(R_3)`,

    `R_("экв")=(R_(12)R_3)/(R_(12)+R_3)=((R_1+R_2)R_3)/(R_1+R_2+R_3)=((10+20)30)/(10+20+30)=15`Ом.

    Пример 13

    Лестничная цепь состоит из последовательности `N` одинаковых звеньев (рис. 6 а). Последнее звено замкнуто резистором `R`. При какой величине отношения `R/r` сопротивление цепи не зависит от числа звеньев?

    Решение

    Сопротивление цепи не будет зависеть от числа звеньев, если эквивалентное сопротивление последнего звена (рис. 6 б) будет равно `R`. Из решения предыдущей задачи получаем:

    `1/R=1/r+1/(r+R)`.

    Отсюда находим `R/r=(sqrt5-1)/2~~0,618`.

  • 2.7. Измерения силы тока и напряжения в электрических цепях. Амперметр и вольтметр

    Для измерения токов и напряжений в электрических цепях используются амперметры и вольтметры, основным элементом которых служит гальванометр – прибор, предназначенный для измерения величин токов. Эти измерения могут быть основаны на одном из действий тока: тепловом, физическом, химическом. Гальванометр, градуированный на величину тока, называется амперметром. По закону Ома (8) напряжение и сила тока связаны прямо пропорциональной зависимостью, поэтому гальванометр можно градуировать и на напряжение. Такой прибор называют вольтметром.

    В этом задании мы не будем касаться вопросов, связанных с конкретным устройством электроизмерительных приборов, с их системами и принципами работы. Остановимся лишь на требованиях, предъявляемых к внутренним сопротивлениям амперметров и вольтметров. Важно, чтобы при включении в цепь для измерений эти приборы вносили как можно меньшее искажение в измеряемую величину.

    Амперметр включается в цепь последовательно. Если сопротивление амперметра `R_"а"` и его подключают к участку цепи с сопротивлением `R_"ц"` (рис. 7а), то эквивалентное сопротивление участка цепи и амперметра в соответствии с (13) равно `R=R_"ц"+R_"а"=R_"ц"(1+(R_"а")/(R_"ц"))`.

    Отсюда следует, что амперметр не будет заметно изменять сопротивление участка цепи, если его собственное (внутреннее) сопротивление будет мало по сравнению с сопротивлением участка цепи.

    Чтобы добиться этого, гальванометр снабжают шунтом (синоним – добавочный путь): вход и выход гальванометра соединяются некоторым сопротивлением, обеспечивающим параллельный гальванометру дополнительный путь для тока (рис. 7 б). Поэтому внутреннее сопротивление амперметра меньше, чем у применённого в нём гальванометра. (Читателю рекомендуется лично убедиться в этом с помощью соотношения (14).) Амперметр называется идеальным, если его внутреннее сопротивление можно считать равным нулю.

    Вольтметр подключается к электрической цепи параллельно тому участку, напряжение на котором требуется измерить. Присоединив, например, вольтметр с сопротивлением  `R_"в"` параллельно лампочке с сопротивлением `R_"л"` (рис. 8 а), получим участок цепи, эквивалентное сопротивление которого вычисляется по формуле (14)  `R=R_"л" (R"в")/(R_"л"+R_"в")`.

    Отсюда следует, что чем больше сопротивление вольтметра по сравнению с сопротивлением лампочки, тем меньше эквивалентное сопротивление будет отличаться от сопротивления лампочки. Вывод: чтобы процесс измерения меньше искажал значение измеряемого напряжения, собственное (внутреннее) сопротивление вольтметра должно быть как можно больше. Поэтому в вольтметре последовательно гальванометру включают некоторое сопротивление (рис. 8б). Внутреннее сопротивление такого вольтметра, как правило, во много раз больше сопротивления входящего в него гальванометра. Вольтметр называется идеальным, если его внутреннее сопротивление можно считать бесконечно большим.

    Каждый измерительный прибор рассчитан на определённый интервал значений измеряемой величины. И в соответствии с этим проградуирована его шкала. Для расширения пределов измерений в амперметре можно использовать добавочный шунт, а в вольтметре – добавочное сопротивление. Найдём значения этих сопротивлений, увеличивающих максимальную измеряемую величину тока или напряжения в  раз.