Все статьи

Подкатегории

Новости

488 статей

О Физтехе

1 подкатегорий

2 статей

Московский политех

2 подкатегорий

1 статей

Разное

16 статей

Статьи , страница 378

  • § 4. Некоторые приёмы решения алгебраических уравнений

    Нам уже известны формулы для решения квадратных уравнений. А что делать, если встретится уравнение более высокой степени? Оказывается, что для уравнений третьей и четвёртой степени есть формулы, позволяющие найти корни (но они редко используются на практике ввиду их громоздкости), а для уравнений пятой степени и выше доказано, что таких формул не существует. Таким образом, у нас не выйдет в общем случае решить уравнение третьей или более высокой степени. Но существует ряд приёмов, позволяющих решить некоторые специальные виды уравнений. К их рассмотрению мы сейчас и перейдём.

    Пример 9

    Решите уравнение: `x^3 +4x^2 - 2x-3=0`.

    Решение

    Заметим, что `x=1` является корнем уравнения (значение многочлена при `x=1` равно сумме коэффициентов многочлена). Тогда по теореме Безу многочлен `x^3 +4x^2 -2x -3` делится на многочлен `x-1`. Выполнив деление, получаем:

     `x^3 +4x^2 -2x -3=0 hArr (x-1)(x^2 + 5x +3) =0 hArr` 

    $$ \iff \left[\begin{array}{l}x-1=0,\\ {x}^{2}+5x+3=0,\end{array}\right.\iff \left[\begin{array}{l}x=1,\\ x={\displaystyle \frac{-5\pm \sqrt{13}}{2}}.\end{array}\right.$$

    Ответ

    `x=1`; `x=(-5+- sqrt13)/2`.

    Обычно кубические уравнения решают именно так: подбирают один корень, выполняют деление уголком, после чего остаётся решить только квадратное уравнение. А что делать, если у нас уравнение четвёртой степени? Тогда придётся подбирать корень два раза. После подбора первого корня и деления останется кубическое уравнение, у которого надо будет подобрать ещё один корень. Возникает вопрос. Что делать, если такие «простые» числа как `+-1`, `+-2` не являются корнями уравнения? Неужели тогда надо перебирать всевозможные числа? Ответ на этот вопрос даёт следующее утверждение.

    Теорема 3

    Если несократимая дробь `p//q` (`p` - целое, `q` - натуральное) является корнем многочлена с целыми коэффициентами, то свободный член делится на `p`, а старший коэффициент делится на `q`.

    *Доказательство

    Пусть несократимая дробь `p//q` - корень многочлена (8). Это означает, что

    `a_n (p/q)^n +a_(n-1)(p/q)^(n-1) + a_(n-2) (p/q)^(n-2)+ ...``+a_2 (p/q)^2 +a_1(p/q)+0=0`.

    Умножим обе части на `q^n`, получаем:

    `a_n p^n + a_(n-1) p^(n-1) q+a_(n-2) p^(n-2) q^2 + ... + a_2 p^2 q^(n-2) +a_1 pq^(n-1)+a_0q^n=0`.

    Перенесём  в правую часть, а из оставшихся слагаемых вынесем `p` за скобки:

    `p(a_np^(n-1)+a_(n-1)p^(n-2)q+a_(n-2)p^(n-3)q^2+...+a_2pq^(n-2)+a_1q^(n-1))=-a_0q^n`.           (14)

    Справа и слева в (14) записаны целые числа. Левая часть делится на `p=>` правая  часть  также  делится  на  `p`.  Числа `p` и `q` взаимно  просты (т. к. дробь `p//q` несократимая), откуда следует, что `a_0 vdotsp`.

    Аналогично доказывается, что `a_n vdotsq`. Теорема доказана.

    Замечание

    Как правило, предлагаемые вам уравнения имеют целые корни, поэтому в большинстве задач используется следующее: если у многочлена с целыми коэффициентами есть целые корни, то они являются делителями свободного члена.

    Пример 10

    Решите уравнение

    а) `x^4+4x^3-102x^2-644x-539=0`;                                                                               (15)

    б)  `6x^4-35x^3+28x^2+51x+10=0`.                                                                                (16)

    Решение

    а) Попробуем найти целые корни уравнения. Пусть `p` - корень. Тогда  `539vdotsp`; чтобы найти возможные значения `p`, разложим число `539` на простые множители: 

    `539=7^2*11`.

    Поэтому `p` может принимать значения:

     `+-1,+-7,+-11,+-49,+-77,+-539`. 

    Подстановкой убеждаемся, что `x=-1` является корнем уравнения. Разделим многочлен в левой части (15) уголком на `x+1` и получим:

    `(x+1)(x^3+3x^2-105x-539)=0`.

    Далее подбираем корни у получившегося многочлена третьей степени. Получаем `x=-7`, а после деления на `(x+7)` остаётся `(x+1)(x+7)(x^2-4x-77)=0`. Решая квадратное уравнение, находим окончательное разложение левой части на множители:

    `(x+1)(x+7)(x+7)(x-11)=0`.

                                 

    Ответ

    `x=-7`; `x=-1`; `x=11`.

    ЗамечаниЯ

    1) После того, как найден первый корень, лучше сначала выполнить деление уголком, и только потом приступать к поиску последующих корней. Тогда вычислений будет меньше.

    2) В разложении многочлена на множители множитель `(x+7)` встретился дважды. Тогда говорят, что `(–7)` является корнем кратности два. Аналогично говорят о корнях кратности три, четыре и т. д.

    б) Если уравнение имеет рациональный корень `x_0=p/q`, то `10vdotsp`, `6vdotsq`, т. е. `p in{+-1;+-2;+-5;+-10}`; `qin{1;2;3;6}`.Возможные варианты для `x_0`:

    `+-1,+-2,+-5,+-10,+-1/2,+-5/2,+-1/3,+-2/3,+-5/3,+-10/3,+-1/6,``+-5/6`.

    Начинаем перебирать числа из этого списка. Первым подходит число `x=5/2`. Делим многочлен в левой части (16) на `(2x-5)` и получаем

    `(2x-5)(3x^2-10x^2-11x-2)=0`.

    Заметим, что для получившегося кубического уравнения выбор рациональных корней заметно сузился, а именно, следующие числа могут быть корнями: `x_0=+-1,+-2,+-1/3,+-2/3`, причём мы уже знаем, что числа `+-1` и `+-2` корнями не являются (так как мы их подставляли раньше, и они не подошли). Находим, что `x=-2/3` - корень; делим `3x^3-10x^2-11x-2` на `3x+2` и получаем:

    `(2x-5)(3x+2)(x^2-4x-1)=0`.

    Решаем квадратное уравнение: `x^2-4x-1=0 iff x=2+-sqrt5`.       

    Ответ

    `x=5/2`; `x=-2/3`; `x=2+-sqrt5`.

    К сожалению, уравнения не всегда имеют рациональные корни.     Тогда приходится прибегать к другим методам.      

    Пример 11

    Разложите на множители:

    а)  `x^4+4`;

    б)* `x^3-3x^2-3x-1`;

    в) `x^4-x^3+2x^2-2x+4`;  

    г)* `x^4-4x^3-20x^2+13x-2`.

    Решение

    а) `x^4+4=x^4+4x^2+4-4x^2=(x^2+2)^2-(2x)^2=`

    `=(x^2+2-2x)(x^2+2+2x)`.

    Замечание

    Таким образом, сумму четвёртых степеней, в отличие от суммы квадратов, можно разложить на множители:

    `a^4+b^4=(a^2+b^2)^2-2a^2b^2=`

    `=(a^2-sqrt2ab+b^2)(a^2+sqrt2ab+b^2)`.

     б)* `x^3-3x^2-3x-1=2x^3-(x^3+3x^2+3x+1)`$$ ={\left(\sqrt[3]{2}x\right)}^{3}-{\left(x+1\right)}^{3}=$$

    $$ =\left(\sqrt[3]{2}x-x-1\right)\left(\sqrt[3]{4}{x}^{2}+\sqrt[3]{2}x\left(x+1\right)+{\left(x+1\right)}^{2}\right)$$.


    в) Вынесем `x^2` за скобки и сгруппируем:

    `x^4-x^3+2x^2-2x+4=x^2(x^2-x+2-2/x+4/x^2)=``x^2((x^2+4/x^2)-(x+2/x)+2)`.

    Обозначим   `x+2/x=t`. Тогда `x^2+4+4/x^2=t^2`, `x^2+4/x^2=t^2-4`, выражение в скобках  принимает вид:

    `t^2-4-t+2=t^2-t-2=(t+1)(t-2)=(x+2/x+1)(x+2/x-2)`.    

    В итоге получаем:

    `x^2(x+2/x+1)(x+2/x-2)=(x^2+2+x)(x^2+2-2x)=(x^2+x+2)(x^2-2x+2)`.

    Замечание

    Этот приём иногда используется для решения уравнений четвёртой степени; в частности, с его помощью решают возвратные уравнения (см. пример 12 е).

    г)* Можно убедиться, что никакой из рассмотренных выше методов не помогает решить задачу, а именно: рациональных корней уравнение не имеет (числа `+-1` и `+-2` – не корни); вынесение числа `x^2` за скобки и группировка слагаемых приводит к выражению

    `x^2(x^2-2/x^2_(4x-13/x)-20)`.

    Если здесь обозначить `4x-13/x=t`, то `x^2-2/x^2` через `t` рационально не выражается.

    Прибегнем к методу неопределённых коэффициентов. Пусть

    `x^4-4x^3-20x^2+13x-2=(x^2+ax+b)(x^2+cx+d)`.                     (17)

    Попробуем подобрать коэффициенты `a`, `b`, `c`, `d` так, чтобы (17) обратилось в верное равенство. Для этого раскроем скобки в правой части и приведём подобные слагаемые:

    `x^4-4x^3-20x^2+13x-2=`

    `=x^4+(a+c)x^3+(b+ac+d)x^2+(ad+bc)x+bd`.                          (18)

    Приравняем в (18) коэффициенты при одинаковых степенях в обеих частях уравнения. Получим систему уравнений:

                                   $$ \left\{\begin{array}{l}a+c=-4,\\ b+ac+d=-20,\\ ad+bc=13,\\ bd=-2.\end{array}\right.$$                                          (19)

    Мы будем пытаться найти целочисленные решения системы (19). Найти все решения системы (19) не проще, чем решить исходную задачу, однако нахождение целочисленных решений – разумеется, если они есть – нам по силам.

    Рассмотрим четвёртое уравнение. Возможны только два принципиально различных случая:

    1) `b=1` и `d=-2`;   

    2) `b=2` и `d=-1`. Рассмотрим каждый из них. Подставляем значения `b` и `d` в первые три уравнения:

    1) $$ \left\{\begin{array}{l}a+c=-4,\\ ac=-19,\\ -2a+c=13.\end{array}\right.$$

    Из первого и третьего уравнений системы получаем `c=5/3`; `a=-17/3`, что не удовлетворяет второму уравнению, поэтому система решений не имеет; пара чисел `b=1` и `d=-2` не подходит.

    2) $$ \left\{\begin{array}{l}a+c=-4,\\ ac=-21,\\ -a+2c=13.\end{array}\right.$$

    Эта система имеет одно решение `a=-7`, `c=3`. Значит, числа `a=-7`, `b=2`, `c=3`, `d=-1` являются решением системы (19), поэтому

    `x^4-4x^3-20+13x-2=(x^2-7x+2)(x^2+3x-1)`.

    Далее каждый из квадратных трёхчленов можно разложить на множители.

    Во многих ситуациях степень уравнения можно понизить с помощью замены переменных.

    Пример 12

    Решите уравнение:

    а) `(x-4)^2+|x-4|-2=0`;    

    б) `(x-7)^4+(x+1)^4=706`;

    в)  `1/(x^2+2x-3)+18/(x^2+2x+2)=18/((x+1)^2)`;

    г) `(x-2)(x-4)(x+5)(x+7)=360`;

    д) `(4x)/(4x^2-8x+7)+(3x)/(4x^2-10x+7)=1`;

    е) `25x^4-150x^3+94x^2+150x+25=0`.

    Решение

    а) Обозначим `|x-4|=t`. Тогда `(x-4)^2=t^2` и получаем `t^2+t-2=0`, откуда $$ \left[\begin{array}{l}t=1,\\ t=-2.\end{array}\right.$$

    Если `t=-2`, то решений нет.

    Если `t=1`, то `|x-4|=1 iff`$$ \left[\begin{array}{l}x=3,\\ x=5.\end{array}\right.$$

    Ответ

    `x=3`; `x=5`.

    б) Обозначим `x-3=t`. Тогда получим

    `(t-4)^4+(t+4)^4=706 iff(t^4-16t^3+96t^2-256t+256)+`

    `+(t^4+16t^3+96t^2+256+256)=706 iff2t^4+192t^2-194=0iff`

    `ifft^4+96t^2-97=0 iff(t^2-1)(t^2+97)=0 ifft=+-1`.

    Значит, `x_1=4`, `x_2=2`.        

    Ответ

    `x=2`, `x=4`.

    Замечание

    Уравнения вида `(x-a)^4+(x-b)^4=c` с помощью замены `x-((a+b))/2=t` сводятся к биквадратным.

    в) Обозначим `x^2+2x+1=t`. Тогда `1/(t-4)+18/(t+1)=18/tiff` 

    $$ \iff \left\{\begin{array}{l}{t}^{2}+t+18\left({t}^{2}-4t\right)=18\left({t}^{2}-3t-4\right)\\ t\left(t+1\right)\left(t-4\right)\ne 0\end{array}\right.\iff $$

    $$ \iff \left\{\begin{array}{l}{t}^{2}-17t+72=0,\\ t\left(t+1\right)\left(t-4\right)\ne 0\end{array}\right.\iff \left[\begin{array}{l}t=8,\\ t=9.\end{array}\right.$$ 

    Теперь найдём `x:`

    $$ \left[\begin{array}{l}{\left(x+1\right)}^{2}=8,\\ {\left(x+1\right)}^{2}=9\end{array}\right.\iff \left[\begin{array}{l}x+1=\pm 2\sqrt{2},\\ x+1=\pm 3\end{array}\right.\iff $$

    $$ \iff \left[\begin{array}{l}x=-1-2\sqrt{2},\\ x=-1+2\sqrt{2},\\ x=2,\\ x=-4.\end{array}\right.$$

    Ответ

    `x=-1+-2sqrt2`;  `x=2`;  `x=-4`.

    г) Перемножим первую скобку с третьей, а вторую с четвёртой (убедитесь сами, что только такая группировка сомножителей помогает свести уравнение к квадратному).

    `((x-2)(x+5))*((x-4)(x+7))=360iff`

    `iff(x^2+3x-10)(x^2+3x-28)=360`.

    Обозначим `x^2+3x-19=t`. Тогда уравнение принимает вид:

    `(t+9)(t-9)=360ifft^2=441ifft=+-21`,

    откуда

    $$ \left[\begin{array}{l}{x}^{2}+3x-19=21,\\ {x}^{2}+3x-19=-21\end{array}\right.\iff \left[\begin{array}{l}{x}^{2}+3x-40=0,\\ {x}^{2}+3x+2=0\end{array}\right.\iff \left[\begin{array}{l}x=5,\\ x=-8,\\ x=-1,\\ x=-2.\end{array}\right.$$

    Ответ

    `x=-8`; `x=-2`; `x=-1`; `x=5`.

    д) Разделим числитель и знаменатель каждой дроби на `x` (`x=0` не является решением уравнения):

    `4/(4x-8+7/x)+3/(4x-10+7/x)=1`.  Обозначим `4x+7/x-8=t`. Тогда

    $$ {\displaystyle \frac{4}{t}}+{\displaystyle \frac{3}{t-2}}=1\iff \left\{\begin{array}{l}4\left(t-2\right)+3t={t}^{2}-2t,\\ t\left(t-2\right)\ne 0\end{array}\right.\iff $$

    $$ \iff \left\{\begin{array}{l}{t}^{2}-9t+8=0,\\ t\left(t-2\right)\ne 0\end{array}\right.\iff \left[\begin{array}{l}t=1,\\ t=8.\end{array}\right.$$

    Теперь найдём `x:`   $$ \left[\begin{array}{l}4x+{\displaystyle \frac{7}{x}}-8=1,\\ 4x+{\displaystyle \frac{7}{x}}-8=8\end{array}\right.\iff \left[\begin{array}{l}4{x}^{2}-9x+7=0,\\ 4{x}^{2}-16x+7=0.\end{array}\right.$$

    Уравнение `4x^2-9x+7=0` не имеет решений, а у уравнения `4x^2-16x+7=0` корнями являются числа  `x=7/2` и `x=1/2`.

    Ответ

    `x=1/2`; `x=7/2`.

    е) `x!=0` (убеждаемся подстановкой), поэтому при делении обеих частей уравнения на `x^2` получим уравнение, равносильное исходному:

    `25x^2-150x+94+150*1/x+25*1/x^2=0iff`

    `iff(25x^2+25*1/x^2)-(150x-150*1/x)+94=0iff`

    `iff25(x^2+1/x^2)-150(x-1/x)+94=0`.

    Обозначим `x-1/x=t`. Тогда `t^2=(x-1/x)^2=x^2-2+1/x^2`, откуда `x^2+1/x^2=t^2+2`. Подставляем и решаем уравнение относительно `t:`

    `25(t^2+2)-150t+94=0iff25t^2-150t+144=0iff5t^2-30t+144/5=0`.

    Коэффициент при `t` чётный; по формуле четверти дискриминанта:

    `D/4=15^2-5*(144)/5=225-144=81`; `t_1=(15+9)/5=24/5`; `t_2+(15-9)/5=6/5`. 

    Теперь найдём `x:`

    $$ \left[\begin{array}{l}x-{\displaystyle \frac{1}{x}}={\displaystyle \frac{24}{5}},\\ x-{\displaystyle \frac{1}{x}}={\displaystyle \frac{6}{5}}\end{array}\right.\iff \left[\begin{array}{l}5{x}^{2}-24x-5=0,\\ 5{x}^{2}-6x-5=0\end{array}\right.\iff \left[\begin{array}{l}x=-{\displaystyle \frac{1}{5}};\\ x=5;\\ x={\displaystyle \frac{3\pm \sqrt{34}}{5}}.\end{array}\right.$$

     

    Ответ

    `5`; `-1/5`; `(3+-sqrt(34))/5`.

    Замечания

    1) Уравнения вида `ax^4+bx^3+cx^2+bx+a=0` называются возвратными. Для их решения делят обе части уравнения на `x^2` и вводят замену  `x+-1/x=t`.

    2) Некоторые другие уравнения четвёртой степени решаются с помощью замены `ax+b/x=t`. (См. пример 11в).


  • §1. Свойства модуля. Уравнения с модулем

    Напомним определение модуля числа:

    \[ |a| = \left\{ \begin{aligned} a \text{, если } & a \ge 0, \\ -a \text{, если } & a < 0 \end{aligned} \right.  \]

    Отметим следующие свойства модуля, вытекающие непосредственно из определения.

    свойства модуля

    11^\bigcirc. |a|0.|a| \ge 0.            

    22^\bigcirc. |a|a.|a|\ge a.          

    33^\bigcirc. |ab|=|a|·|b|.|ab| = |a|\cdot|b|.          

    44^\bigcirc. ab=|a||b|.\left| \dfrac{a}{b} \right| = \dfrac{|a|}{|b|}.        

    55^\bigcirc. |-a|=|a|.|-a|=|a|.      

    66^\bigcirc. |a2|=|a|2=a2.|a^2| = |a|^2 = a^2.

    77^\bigcirc. |a+b||a|+|b||a+b| \le |a| + |b| (здесь равенство достигается, когда числа `a` и `b` одного знака или одно из них равно нулю; если же числа `a` и `b` разных знаков, то выполняется строгое неравенство).

    88^\bigcirc. |a-b|||a|-|b||.|a-b| \ge ||a|-|b||.

    99^\bigcirc. |a||a| - это расстояние от точки `a` на числовой оси до точки `0`.

    1010^\bigcirc. |a-b||a-b| - это расстояние между точками `a` и `b` на числовой оси.

    1111^\bigcirc. a2=|a|.\sqrt{a^2} = |a|.

    Докажем свойство 77^\bigcirc. Остальные свойства проверьте самостоятельно. Поскольку обе части неравенства неотрицательны, возведение их в квадрат является равносильным преобразованием. Получаем 

    \[|a+b|^2 \le (|a| + |b|)^2 \Leftrightarrow a^2 + 2ab + b^2 \le |a|^2 + 2|a| \cdot |b| + |b|^2 \Leftrightarrow ab \le |ab|.\]

    Последнее неравенство верно (свойство 22^\bigcirc). Заметим, что оно обращается в равенство, когда числа aa и bb одного знака (или одно из них равно нулю).

    Перейдём к уравнениям с модулем. В простейших случаях можно воспользоваться свойством модуля 1010^\bigcirc.

    Пример 1

    Решите уравнение:

    a) |x-2|=5;|x-2| = 5;          б) |2x-1|=-1|2x-1| = -1         в) |x-2|=|x+6||x-2| = |x+6|


    Решение

    a) |x-2||x-2| - это расстояние между точками `x` и `2` на число вой прямой (свойство 1010^\bigcirc). Поэтому уравнение можно прочитать так: точка `x` удалена от точки `2` на расстояние `5`. Иначе говоря, мы ищем точки, удалённые от точки `2` на расстояние `5`. Ясно, что это точки `-3` и `7`. Записать решение короче всего так:

    \[|x-2| = 5\Leftrightarrow \left[ \begin{aligned} x-2 &= 5, \\ x-2 &= -5 \end{aligned} \right.  \Leftrightarrow \left[ \begin{aligned} x &= 7, \\ x &= -3 \end{aligned} \right. .\]


    Ответ

    `x=-3`; `x=7`.

    б) Левая часть уравнения неотрицательна (свойство 11^\bigcirc). Поэтому уравнение не имеет решений.


    Ответ

    нет решений.


    в) Задачу можно сформулировать так: расстояние от точки `x` до точки `2` равно расстоянию от точки `x` до точки `(– 6)`, то есть мы ищем точку на прямой, равноудалённую от точек `2` и `(– 6)`. Ясно, что это середина отрезка, соединяющего эти точки, т. е. `x = -2`. 

    Покажем ещё один способ решения: 

    \[|x-2| = |x+6|\Leftrightarrow (x-2)^2 = (x+6)^2\Leftrightarrow x = -2 \]


    Ответ

    `x=-2`.

    Если уравнение имеет более сложный вид, то, как правило, приходится раскрывать модуль по определению. Для этого отмечаем на числовой прямой точку (точки), в которых выражения, находящиеся под модулем, обращаются в ноль. Эти точки делят прямую на несколько промежутков, на каждом из которых знаки подмодульных выражений фиксированы, поэтому можно раскрыть модули. Рассмотрим пример. 

    Пример 2

    Решите уравнение: |x+1|+11= |2x+11|+|1-x||x+1| +11 =\ |2x+11| + |1-x|.


    Решение

    Отметим на числовой прямой точки x=-1, x= -112, x=1.x = -1, \; x = \ -\dfrac{11}{2}, \; x = 1.. Получаем `3` точки, которые разбивают числовую прямую на `4` интервала. Раскрываем модули на каждом из этих интервалов (см. рис. 1).

    Рассмотрим 4 случая:

    а) x-112.x \le -\dfrac{11}{2}. Тогда:

    \[-(x+1) + 11 = -(2x+11) + (1-x) \Leftrightarrow x = -10.\]

    Убеждаемся, что x=-10x =-10 удовлетворяет условию x-112x \le - \dfrac{11}{2}, поэтому x=-10x =-10 является решением данного уравнения.

    б) -112<x<-1-\dfrac{11}{2} < x < -1. Тогда:

    \[-(x+1) + 11 = (2x+11) + (1-x) \Leftrightarrow x = -1.\]

    Однако x=-1x =-1 не удовлетворяет условию -112<x<-1-\dfrac{11}{2} < x < -1, поэтому x=-1x =-1  не подходит.

    в) -1x1-1 \le x \le 1. Тогда:

    \[(x+1) + 11 = (2x+11) + (1-x) \Leftrightarrow 12 = 12.\]

    Получилось верное равенство, поэтому все `x`, удовлетворяющие условию -1x1-1 \le x \le 1 являются решениями.

    г) x>1x>1. Тогда:

    \[(x+1) + 11 = (2x+11) - (1-x) \Leftrightarrow x = 1.\]

    Условие x>1x >1 не выполнено, поэтому данный корень не подходит.

    Объединяем полученные решения и получаем x{-10}[-1; 1]x \in \{-10\} \cup [-1; \; 1] .

    Ответ

    x{-10}[-1; 1]x \in \{-10\} \cup [-1; \; 1] .

    Замечания

    1) При таком методе решения необходимо проверять принадлежат ли найденные корни рассматриваемому в данный момент промежутку – иначе можно получить неверный ответ.

    2) Точки, в которых выражения под модулями обращаются в ноль, можно включать в любой из двух промежутков, для которых они являются границами. Например, если бы в случае б) мы взяли -112<x-1-\dfrac{11}{2} < x \le -1 то число x=-1x =-1 попало бы в промежуток. В случае в) мы бы рассматривали -1<x1-1 < x \le 1 и здесь корня x=-1x = -1 мы бы не получили. При этом объединение всех решений было бы тем же самым.


  • §2. Рациональные неравенства. Метод интервалов.

    Напомним, что дробь называют рациональной, если она представляет собой отношение многочленов (например, `(2x-1)/(x^2+3)`, `(5x^3)/(1-x)` и т. д.). Если обе части неравенства являются суммами рациональных дробей и многочленов, то такие неравенства называют рациональными. Для их решения применяют следующий алгоритм: все члены переносят в одну сторону, приводят их к общему знаменателю, а далее у полученной дроби числитель и знаменатель раскладывают на множители. После этого на числовой прямой отмечают точки, в которых числитель и знаменатель обращаются в ноль, а затем на полученных промежутках расставляют знаки, которые принимает дробь - далее остаётся записать ответ.

    Покажем, как работает метод интервалов на нескольких примерах.

    Пример 3

    Решите неравенства:

    а) `((x^2+5x+6)(x-4))/(x^2-x)>=0`; 

    б) `(x-3)^2(x-4)^3(x-5)(x-6)^4<=0`;

    в) `1/x<1/3`;

    г) `((x^2-x-2)(2x-3-x^2))/((x^2+4x+5)(2x^2-x-6))<=0`;

    д) `3/(x^3-3x^2+4)-10/(x^3-7x^2+4x+12)>1/(x^2-5x-6)`.

    Решение

    а) Раскладывая числитель и знаменатель дроби на множители, получаем

    `((x+2)(x+3)(x+4))/(x(x-1))>=0`.                                                                      (1)

    Точки, в которых числитель обращается в ноль (нули числителя), обозначаем на числовой прямой маленькими закрашенными кружочками – они будут включены в ответ, так как в них неравенство выполняется. Точки, в которых знаменатель обращается в ноль (нули знаменателя), обозначаем на числовой прямой маленькими пустыми кружочками (такие точки называются выколотыми) – они не будут включены в ответ, так как в них левая часть не определена (рис. 2).

     

    Отмеченные точки делят числовую прямую на шесть промежутков, на каждом из которых знак левой части неравенства (1) постоянен. Чтобы определить знаки, сначала определим знак левой части (1) на крайнем правом промежутке `(4; +oo)`. Для этого можно подставить какое-либо значение переменной `x` из этого промежутка в (1), например, `x=1000`. Несложно видеть, что при этом каждый из множителей в числителе и знаменателе положителен, поэтому дробь больше нуля, и на промежутке `(4; +oo)` можем поставить знак `«+»`.

    Теперь переместимся в соседний промежуток `(1; 4)`. Заметим, что при переходе через точку `x=4` только один из множителей в (1) меняет знак (это `(x-4)`), а все остальные знаки остаются неизменными, поэтому дробь меняет знак, и на промежутке `(1; 4)` ставим знак `«-»`. При переходе к каждому следующему промежутку ровно один множитель в числителе или знаменателе (1) меняет знак, поэтому меняет знак и вся дробь, то есть знаки чередуются. Получаем такую расстановку знаков:

     

    Ответ

    `x in [-3; -2]uu(0; 1)uu[4; +oo)`.

    б) Здесь левая часть уже разложена на множители, и нам остаётся лишь расставить знаки. Для этого отмечаем на числовой прямой точки `x=3`, `x=4`, `x=5`, `x=6` (все они невыколотые и являются решениями неравенства) и приступаем к расстановке знаков. Принципиальное отличие этого примера от предыдущего в том, что некоторые из множителей возводятся в степень. На что это влияет? Если показатель степени чётный, то соответствующий множитель не меняет знак при переходе через ту точку, в которой он обращается в ноль (например, `(x-3)^2>=0` при любых `x`, поэтому с обеих сторон от точки `x=3` выражение `(x-3)^2` положительно). Если показатель степени нечётный, то множитель меняет знак при переходе через ту точку, в которой он равен нулю. В итоге получаем следующую расстановку знаков:

     

    Не забываем также включить в ответ все точки, отмеченные на прямой жирными кружочками.

      

    Ответ

    `x in {3}uu[4;5]uu{6}`.

    в) Переносим `1/3` влево и приводим дроби к общему знаменателю: `(3-x)/(3x)<0`. Расставляем знаки левой части на числовой прямой (для строгого неравенства все точки на прямой выколотые, так как нули числителя решениями неравенства не являются (рис. 5)).

    Ответ

     `x in (-oo; 0)uu(3;+oo)`. 

    замечание

    При решении этой задачи часто допускают следующие ошибки.

    1) Умножают обе части неравенства на `x`. Этого делать нельзя, так как если мы умножаем обе части неравенства на отрицательное число, то знак неравенства надо поменять, если на положительное, то знак надо оставить таким, какой он и был. Поскольку знак `x` нам неизвестен, то мы не можем корректно выбрать знак нового неравенства.

    2) В исходном неравенстве требуется сравнить две дроби с одинаковыми числителями. Значит больше та дробь, у которой знаменатель меньше. Так рассуждать нельзя, поскольку это свойство справедливо лишь для тех дробей, у которых числитель и знаменатель положительны. Если числитель или знаменатель отрицательны, то это свойство неверно (например, `-3<3` и `1/(-3)<1/3`).   

    г) Находим нули числителя и знаменателя. Получаем:

    1. `x^2-x-2=0 iff x=2` или `x=-1` (поэтому `x^2-x-2=(x-2)(x+1)`); 

    2. `2x-3-x^2-x^2=0 iff O/` (т. к. дискриминант отрицателен). Следовательно, выражение `-x^2+2x-3` отрицательно при всех `x` (графиком функции `f(x)=-x^2+2x-3` является парабола с ветвями вниз, при этом она не пересекает ось абсцисс, так как у уравнения `f(x)=0` нет корней; значит, эта парабола целиком расположена ниже оси абсцисс, то есть  `f(x)<0` при всех `x`).    

    3. `x^2+4x+5=0 iff O/`, поэтому `x^2+4x+5>0` при всех `x`.

    4. `2x^2-x-6=0 iff x=2` или `x=-3/2`. Значит, 

    `2x^2-x-6=2(x-2)(x+3/2)=(x-2)(2x+3)`.

    Исходное неравенство равносильно следующему

    `((x-2)(x+1)(2x-3-x^2))/((x^2+4x+5)(x-2)(2x+3))<=0`.

    Отбросив множители `(2x-3-x^2)` и `(x^2+4x+5)`, знаки которых не зависят от `x` получаем

    $$ {\displaystyle \frac{\left(x-2\right)\left(x+1\right)}{\left(x-2\right)\left(2x+3\right)}}\ge 0\iff \left\{\begin{array}{l}{\displaystyle \frac{x+1}{2x+3}}\ge 0,\\ x\ne 2.\end{array}\right.$$

    Решая первое неравенство системы методом интервалов, получаем

    С учётом второго неравенства `x in (-oo; -3/2)uu[-1; 2)uu(2; +oo)`.

    Ответ

    `x in (-oo; -3/2)uu[-1; 2)uu(2; +oo)`.

    д) Прежде всего,  необходимо привести дроби к общему знаменателю. Чтобы сделать это, раскладываем знаменатели дробей на множители.

    Заметим, что `x=-1` является корнем каждого из знаменателей в левой части неравенства. Выполняя деление на `(x+1)`,  получаем следующие разложения на множители:

    `x^3-3x^2+4=(x+1)(x^2-4x+4)=(x+1)(x-2)^2`;

    `x^3-7x^2+4x+12=(x+1)(x^2-8x+12)=(x+1)(x-2)(x-6)`;

    `x^2-5x-6=(x+1)(x-6)`. 

    Преобразуем исходное неравенство:

    `3/((x+1)(x-2)^2)-10/((x+1)(x-2)(x-6))>1/((x+1)(x-6)) iff`

    `iff (3(x-6)-10(x-2)-(x-2)^2)/((x+1)(x-2)^2(x-6))>0 iff`

    `iff (-x^2-3x-2)/((x+1)(x-2)^2(x-6))>0 iff`

    `iff (-(x+1)(x+2))/((x+1)(x-2)^2(x-6))>0 iff`

    $$\left\{\begin{array}{l}\dfrac{x+2}{\left(x-2\right)^2\left(x-6\right)}<0,\\x\neq-1\end{array}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}\dfrac{x+2}{x-6}<0,\\x\neq-1,\;x\neq2.\end{array}\right.$$

    Решая первое неравенство системы методом интервалов, находим, что `x in (-2; 6)`. Исключая точки `x=-1` и `x=2`, получаем `x in (-2;-1)uu(-1;2)uu(2;6)`.

    Ответ

    `x in (-2;-1)uu(-1;2)uu(2;6)`.

    Заметим, что знаки следующих выражений совпадают:

    `|a|-|b|` и `a^2-b^2`,

    `a^(2n)-b^(2n)(n in NN)` и `a^2-b^2`,                                                                  (2)

    `a^(2n+1)-b^(2n+1)(n in NN)` и `a-b`.

    Это свойство иногда оказывается полезным при решении неравенств. Когда мы решаем дробно-рациональное неравенство (возможно, содержащее знак модуля), мы приводим его к виду «дробь `>0`» (или «дробь `>=0`»), после чего числитель и знаменатель дроби раскладываем на множители. Так как мы сравниваем дробь с нулём, то нас интересуют только знаки каждого из множителей в числителе и знаменателе. Следовательно, если мы некоторые из них заменим на выражения тех же самых знаков по формулам (2), то получим равносильное неравенство.

    Пример 4

    Решите неравенство  

    `((x^8-256)(|3x+4|-|2x-7|))/(243-x^5)>=0`.

    Решение

    Заменим множитель `x^8-256=x^8-2^8` на `x^2-x^2`; 

    множитель `|3x+4|-|2x-7|` на `(3x+4)^2-(2x-7)^2`; 

    множитель  `243-x^5=3^5-x^5` на `3-x`. Получаем

     `((x^2-2^2)((3x+4)^2-(2x-7)^2))/(3-x)>=0`.

    Каждую из скобок в числителе раскладываем на множители по формуле разности квадратов.

    `((x-2)(x+2)(3x+4+2x-7)(3x+4-2x+7))/(3-x)>=0 iff`

    `iff ((x-2)(x+2)(5x-3)(x+11))/(x-3)<=0 iff x in (-oo;-11]uu[-2;3/5]uu[2;3)`.

    ответ

    `x in (-oo;-11]uu[-2;3/5]uu[2;3)`.


  • §3. Неравенства с модулем

    Простейшие неравенства решаются с помощью свойств модуля. 

    Пример 5

    Решите неравенство:  

    а) `|x-2|>=-1`;  

    б) `|x-4|<-2`;

    в) `|1-x|<=4`;  

    г) `|3+x|>5`. 

    Решение

    а) `|x-2|>=0>-1` - верно для всех `x`.

    Ответ
    `x` - любое число.


    б)  Решений нет, т. к. `|x-4|>=0` для всех `x`.   

    Ответ
    нет решений.


    в) Воспользуемся    снова    свойством   $$ {10}^{○}$$ (см. § 1). Тогда условие звучит так: расстояние от точки `x` до точки `1` не превосходит `4`. То есть, мы ищем все точки прямой, удалённые от точки `1` на расстояние, не большее `4` (см. рис. 7).

    Запишем решение так:

    `|1-x|<=4 iff -4<=1-x<=4 iff -3<=x<=5`.


    Ответ
    `x in [-3;5]`.


    г) `|x+3|=|x-(-3)|`. Поэтому `|x+3|` - это расстояние между точками  и (`–3`). Ищем все точки на прямой, удалённые от точки (`–3`) на расстояние, большее `5` (см. рис. 8).

    Запишем решение:

    $$\left|3+x\right|>5\Leftrightarrow\left[\begin{array}{l}3+x>5,\\3+x<-5\end{array}\right.\Leftrightarrow\left[\begin{array}{l}x>2,\\x<-8.\end{array}\right.$$

    Ответ

    `x in (-oo;-8)uu(2;oo)`.

    При решении неравенств, содержащих знак модуля, часто бывают полезны следующие равносильные переходы.

    Свойства

    $$ {12}^{○}$$. `|f(x)|>|g(x)| iff f^2(x)>g^2(x)`.

    $$ {13}^{○}$$. $$\left|f\left(x\right)\right|>g\left(x\right)\Leftrightarrow\left[\begin{array}{l}f\left(x\right)>g\left(x\right),\\f\left(x\right)<-g\left(x\right).\end{array}\right.$$


    $$ {14}^{○}$$.  $$\left|f\left(x\right)\right|< g\left(x\right)\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}f\left(x\right)< g\left(x\right),\\f\left(x\right)>-g\left(x\right).\end{array}\right.$$


    Докажем некоторые из них.

    Доказательство

    $$ {12}^{○}$$. Если обе части неравенства неотрицательны, то его можно возвести в квадрат. Таким образом, `|f(x)|>|g(x)| iff f^2(x)>g^2(x)`. Докажем в обратную сторону:

    `f^2(x)>g^2(x) iff |f(x)|^2-|g(x)|^2>0 iff`

    `iff (|f(x)|-|g(x)|)*(|f(x)|+(g(x)|)>0`. 

    Последнее условие означает, что числа `|f(x)|+|g(x)|` и `|f(x)|-|g(x)|` имеют один знак; `|f(x)|+|g(x)|` не может быть отрицательным, поэтому оба числа должны быть положительны `=> |f(x)|-|g(x)|>0=> |f(x)|>|g(x)|`. Утверждение доказано.

    Доказательство

    $$ {14}^{○}$$. Рассмотрим 2 случая.  

    (1)  `g(x)<=0`. Тогда неравенство `|f(x)|<g(x)` не имеет решений;

    не имеет решений и система, так как $$\left\{\begin{array}{l}f\left(x\right)< g\left(x\right)\leq0,\\f\left(x\right)>-g\left(x\right)\geq0,\end{array}\right.$$ откуда следует, что `f(x)>0` и `f(x)<0`, что невозможно. Значит, если `g(x)<=0`, система и неравенство равносильны.

    (2) `g(x)>0`. Тогда наше утверждение сводится к простейшему неравенству с модулем:

    `|t|<a iff -a<t<a`.

    Аналогично, `|f(x)|<g(x) iff -g(x)<f(x)<g(x)`.

    Пример 6

    Решите неравенство:

    а) `|2x^2-3x+1|<=3x-2x^2-1`;

    б) `|3x-7|>=|1-4x|`;

    в) `||x^2-8x+2|-x^2|>=2x+2`.

    Решение

    а) `|2x^2-3x-1|<=3x-2x^2-1 iff`

    `iff |2x^2-3x+1|<=-(2x^2-3x+1) iff^**` 

    `iff 2x^2-3x+1<=0 iff (2x-1)(x-1)<=0 iff`

    `iff 1/2 <=x<=1`.

                                              
    `**` (т. к. `|a|<=-a iff a<=0`).
    Ответ

    `[1/2;1]`.


    б) $$ \left|3x-7\right|\ge \left|1-4x\right|\stackrel{{12}^{○}}{\iff }{\left(3x-7\right)}^{2}\ge {\left(1-4x\right)}^{2}\iff $$

    `iff (3-7)^2-(1-4x)^2>=0 iff`

    `iff (3x-7-1+4x)(3x-7+1-4x)>=0 iff`

    `iff (7x-8)(-6-x)>=0 iff -6<=x<=8/7`.

    Ответ

    `[-6;8/7]`.


    в) $$ \left|\left|{x}^{2}-8x+2\right|-{x}^{2}\right|\ge 2x+2\stackrel{{13}^{○}}{\iff }\left[\begin{array}{l}\left|{x}^{2}-8x+2\right|-{x}^{2}\ge 2x+2\\ \left|{x}^{2}-8x+2\right|-{x}^{2}\le -2x-2\end{array}\right.\iff $$

    $$ \left[\begin{array}{l}\left|{x}^{2}-8x+2\right|\ge {x}^{2}+2x+2,\\ \left|{x}^{2}-8x+2\right|\le {x}^{2}-2x-2\end{array}\right.\stackrel{{13}^{○},{14}^{○}}{\iff }$$

    $$ \stackrel{{13}^{○},{14}^{○}}{\iff }\left[\begin{array}{l}\left[\begin{array}{l}{x}^{2}-8x+2\ge {x}^{2}+2x+2,\\ {x}^{2}-8x+2\le -{x}^{2}-2x-2,\end{array}\right.\\ \left\{\begin{array}{l}{x}^{2}-8x+2\le {x}^{2}-2x-2,\\ {x}^{2}-8x+2\ge -{x}^{2}+2x+2\end{array}\right.\end{array}\right.\iff $$

    $$\iff \left[\begin{array}{l}x\le 0,\\ {x}^{2}-3x+2\le 0,\\ \left\{\begin{array}{l}6x\ge 4,\\ {x}^{2}-5x\ge 0\end{array}\right.\end{array}\right.\iff  \left[\begin{array}{l}x\le 0,\\ 1\le x\le 2\\ \left\{\begin{array}{l}x\ge 2/3,\\ \left[\begin{array}{l}x\ge 5,\\ x\le 0.\end{array}\right.\end{array}\right.\end{array}\right.\iff$$

    $$ \iff\left[\begin{array}{l}x\le 0,\\ 1\le x\le 2,\\ x\ge 5.\end{array}\right.$$


    Ответ

    `x in (-oo;0]uu[1;2]uu[5;+oo)`.

    В некоторых случаях применение выше рассмотренных свойств нецелесообразно, и проще раскрыть модули по определению (рассмотрев знаки выражений под модулями).

    Пример 7

    Решите неравенство `6|x^2-3x-4|+1>5|x+5|`.

    Решение

    Решение проводится по той же схеме, что и в  примере 2. Отмечаем на числовой прямой точки `x=4`, `x=-1` и `x=-5`, в которых подмодульные выражения равны нулю (рис. 9).

    а) `x<=-5`. Здесь  `x^2-3x-4>0`, `x+5<=0`, поэтому получаем   

    `6x^2-18x-24+1> -5x-25 iff 6x^2-13x+2>0 iff`

    `iff (x-2)(6x-1)>0 iff x in (-oo;1/6)uu(2;+oo)`.

    С учётом ограничения `x<= -5 : x in (-oo;-5]`.

    б) `x in (-5;-1]uu(4;+oo)`. На этих двух промежутках  `x^2-3x-4>=0`, `x+5>0`, поэтому получаем `6(x^2-3x-4)+1>5(x+5) iff 6x^2-23x-48>0 iff`

    `iff (3x-16)(2x+3)>0 iff x in (-oo;-3/2)uu(16/3;+oo)`.

    Учитывая рассматриваемые значения переменной, получаем  

    `x in (-5;-3/2)uu(16/3;+oo)`.

    в) `x in (-1;4]`. Тогда `x^2-3x-4<=0`, `x+5>0`  и неравенство принимает вид 

    `-6(x^2-3x-4)+1>5(x+5) iff 6x^2-13x<0 iff`

    `iff 6x(x-13/6)<0 iff 0<x<13/6`.

    Объединяя результаты, получаем

    `x in (-oo;-3/2)uu(0;13/6)uu(16/3;+oo)`.

    Ответ

    `x in (-oo;-3/2)uu(0;13/6)uu(16/3;+oo)`.

  • §4. Построение графиков функций

    График квадратичной функции  `y=ax^2+bx+c` (где `a!=0`) - парабола. Абсцисса вершины этой параболы задаётся формулой `x_B=-b/(2a)`. Если `a>0`, то ветви параболы направлены вверх, если `a<0` - вниз.

    Если дискриминант квадратного трёхчлена положителен, то парабола пересекает ось абсцисс в двух точках (абсциссы этих точек - корни квадратного уравнения `ax^2+bx+c=0`); если дискриминант меньше нуля - то не имеет с осью абсцисс ни одной общей точки; если равен нулю - парабола имеет с осью абсцисс ровно одну общую точку (в этом случае говорят, что парабола касается оси абсцисс). В последнем случае квадратный трёхчлен имеет вид `a(x-x_0)^2`.

    Пример 8

    Постройте график функции `y=-2x^2+8x-5`.

    Решение

    Выделим полный квадрат:

    `y=-2x^2+8x-5=-2(x^2-4x)-5=`

    `=-2(x^2-4x+4-4)-5=-2(x-2)^2+8-5=` 

    `=-2(x-2)^2+3`.

    График функции `y=-2(x-2)^2+3` - парабола, полученная из параболы `y=2x^2` с помощью симметрии относительно оси абсцисс, затем параллельного переноса на `2` единицы вправо вдоль оси абсцисс и, наконец, параллельного переноса на `3` единицы вверх вдоль оси ординат (см. рис. 10).

    При помощи построения графика квадратичной функции можно решать квадратные неравенства.

    Пример 9

    Решите неравенство:

    а) `x^2-x-2>0`;

    б) `4x^2+4x+1<=0`;

    в) `3x^2-2x+1>0`.

    Решение

    а) График квадратного трёхчлена `y=x^2-x-2` - парабола, её ветви направлены вверх (коэффициент при `x^2` положителен), абсциссы точек пересечения с осью `Ox:` `x_1=-1`, `x_2=2`  (корни квадратного уравнения `x^2-x-2=0`). Все точки оси абсцисс, для которых парабола находится выше этой оси (т. е. решения данного неравенства), расположены вне промежутка между корнями `x_1` и `x_2`. Значит, множество решений данного неравенства - объединение открытых лучей:

    `(-oo;-1)uu(2;+oo)`.

    Ответ

    `x in (-oo;-1)uu(2;+oo)`.

    б) `4x^2+4x+1<=0 iff (2x+1)^2<=0 iff 2x+1=0 iff x=-0,5`.

    Ответ

    `x=-0,5`.

    в) График квадратного трёхчлена `y=3x^2-2x+1` - парабола, её ветви направлены вверх (коэффициент при `x^2` положителен), она не пересекает ось абсцисс, т. к. уравнение `3x^2-2x+1=0` не имеет решений (его дискриминант отрицателен). Поэтому все точки параболы расположены выше оси `Ox`. Следовательно, данное неравенство истинно для всех `x`.


    Ответ

    `x in RR`.

    Заметим, что эти неравенства могли быть решены также  с помощью метода интервалов, изложенного выше (см. §2).

    Пример 10

    Парабола `y=2016x^2-1941x-76` - пересекает ось абсцисс в точках `x_1` и `x_2`. Определите, где на этой прямой расположены точки `1`; `–1`; `–5` (т. е. вне промежутка между `x_1` и `x_2` или внутри него?).

    Решение

    Так как  `a>0` и `c<0`, то `D>0` и данное уравнение имеет корни.

    График функции `f(x)=2016x^2-1941x-76` - это парабола, ветви которой направлены вверх. Видно, что точка лежит в промежутке между корнями тогда и только тогда, когда `f(x)<0` и вне этого промежутка, если `f(x)>0` (см. рис. 11).

    `f(1)=-1<0=>1 in (x_1;x_2)`;

    `f(-1)=2016+1941-76>0=>1!in (x_1;x_2)`;

    `f(-5)=2016*25+1941*5-76>0=>5!in (x_1;x_2)`.

    Пример 11

    Определите знаки коэффициентов квадратного трёхчлена `y=ax^2+bx+c`, график которого изображён на рис. 12.

    Решение

    1) Заметим, что `y(0)=c`, откуда `c>0`.

    2) Ветви параболы направлены вниз `=>a<0`.

    3) Ось симметрии параболы - это прямая `x_B=-b/(2a)`, по рисунку видно, что `-b/(2a)>0`, откуда `b>0`.                  

    Ответ

    `a<0`, `b>0`, `c>0`.

    Пример 12

    Найти все значения `l`, при которых неравенство 

    `lx^2-2(l-6)x+3(l-2)<0`

    верно для всех значений `x`.

    Решение

    Коэффициент при `x^2` зависит от `l` и равен `0` при `l= 0`. В этом случае данное неравенство не квадратное, а линейное: `12x-6<0`. Это неравенство неверно, например, при `x=1`, значит, при `l=0` данное неравенство не является верным для всех значений `x`.

    Рассмотрим значения `l!=0`. Для них данное неравенство квадратное. Видно, что все числа являются его решениями только в одном случае: во-первых, если  старший коэффициент отрицателен, (т. е. ветви параболы направлены вниз), и во-вторых, если дискриминант отрицателен, (т. е. парабола не пересекает ось абсцисс).

    Получаем систему неравенств

    $$\left\{\begin{array}{l}l<0,\\\frac D4=\left(l-6\right)^2-3l\left(l-2\right)<0\end{array}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}l<0,\\-2l^2-6l+36<0\end{array}\right.\Leftrightarrow$$

    $$\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}l<0,\\\left(-2l+6\right)\left(l+6\right)<0\end{array}\right.\Leftrightarrow\left\{\begin{array}{l}l<0,\\l\in\left(-\infty;-6\right)\cup\left(3;+\infty\right)\end{array}\right.\Leftrightarrow l<-6.$$

    Ответ
    `l< -6`.


    Перейдём к графикам, содержащим знак модуля.

    Пример 13

    Постройте график функции: 

    а) `y=|x+3|`;

    б) `y=4-|x|`;

    в) `y=|4-2x|-1`;

    г) `y=2|x+4|+|x-3|+2x-3|x+1|`;

    д) `y=|||x|-3|-1|`.

    Решение

    а) Рассмотрим графики функций `f(x)=|x|`  и  `g(x)=|x+3|`. Заметим, что при  подстановке значения `x_0` в функцию `f(x)` и значения `(x_0-3)` в функцию `g(x)` получается одно и то же число.  Это означает, что если графику функции `y=f(x)`  принадлежит точка с координатами `A(x_0;|x_0|)`, то графику функции `y=g(x)` принадлежит точка `B(x_0-3;|x_0|)`,  расположенная на `3` единицы слева от точки `A`.      

    Таким образом, график функции `g(x)` получается из графика функции `f(x)` сдвигом на `3` единицы влево (рис. 13).                 

    б) Рассмотрим   функции  `f(x)=-|x|` и `g(x)=4-|x|`. При любом `x` значение  функции `g(x)` на `4` больше, чем значение функции `f(x)`, а это означает, что график функции `g(x)` получается из графика функции `f(x)` сдвигом на `4` единицы вверх  (рис. 14).

    в)  `y=|4-2x|-1=|2x-4|-1=2|x-2|-1`.              

    Построим сначала график функции `y=|x|` (рис. 15а).

    График функции `y=2|x|` получается   из  него  «растяжением» в два раза  (рис. 15б); график  `y=2|x-2|` получается  из  предыдущего сдвигом на `2` единицы вправо   (рис. 15в);

      график `y=2|x-2|-1` получается из  последнего сдвигом на единицу вниз (рис. 15г).       

    вывод

    График функции `y=af(x-b)+c` получается из графика функции `y=f(x)` следующим образом.                        

    1) Проводится «растяжение» в `|a|` раз; при этом если `a<0`, то график функции отражается  относительно   оси   абсцисс.                                                             

    2) График сдвигается на `|b|` влево (если `b<0`) или на `|b|` вправо (`b>0`).                     

    3) График сдвигается на `|c|` вверх  при `c>0` и на `|c|` вниз при `c<0`.                                       

    г) Отметим на числовой прямой точки, в которых выражения, стоящие под знаком модуля, обращаются в ноль (рис. 16а). Эти три точки делят числовую прямую на четыре части, причём  на  каждой  из  частей  знаки выражений,  стоящих под модулями, не меняются.                     

    Возможны 4 случая.

    1) `ul(x<=-4)`.  Тогда  `x+4<=0`, `x-3<0`, `x+1<0`, поэтому

    `y=2*(-x-4)-(x-3)+2x+3(x+1)=2x-2`.

    Получаем луч (часть прямой `y=2x-2`, лежащую слева от прямой `x=-4`).

    2)  `ul(-4<x<=-1)`. Тогда `x+4>0`, `x-3<0`, `x+1<=0`, поэтому   

    `y=2(x+4)-(x-3)+2x+3(x+1)=6x+14`.                        

    Получаем отрезок (часть прямой `y=6x+14`, лежащая между прямыми  `x=-4` и `x=-1`).

    3)  `ul(-1<x<=3)`. Тогда `x+4>0`, `x-3<=0`, `x+1>0`, поэтому

    `y=2(x+4)-(x-3)+2x-3(x+1)=8`. 

    Получаем отрезок (часть прямой `y=8`, заключённая между прямыми `x=-1` и `x=3`).

    4) `ul(x>3)`.  Тогда `x+4>0`, `x-3>0`, `x+1>0`, поэтому

    `y=2(x+4)+(x-3)+2x-3(x+1)=2x+2`.                                        

         Получаем луч (часть прямой `y=2x+2`, находящуюся справа от прямой  `x=3`). График см. на рис. 16б.

    Укажем второй способ построения. На каждом из четырёх участков `(-oo;-4]`, `[-4;-1]`, `[-1;3]`, `[3;+oo)` после раскрытия модулей получим линейную функцию, графиком которой является прямая. Чтобы построить прямую, достаточно знать две её точки. Отсюда вытекает следующий способ построения. Вычислим значения   функции   в  точках `x=-4`, `x=-1` и `x=3`, а также в каких-либо точках, лежащих на промежутках `(-oo;-4)` и `(3;+oo)`, например, `x=-5` и `x=4`. Получаем пять точек, принадлежащих графику:

    `A(-4;-10)`, `B(-1;8)`, `C(3;8)`, `D(-5;-12)`, `E(4;10)`.

    Проводим отрезки `AB` и `BC`, лучи `AD` и `CE` и получаем график.                                      

    д) Построим сначала график функции `f_1(x)=|x|-3` (рис. 17а).       

     

    График `f_2(x)=||x|-3|` получается из графика функции `f_1(x)` так: точки, лежащие выше оси `Ox` и на оси `Ox` сохраняются, а  все точки, лежащие ниже оси `Ox`, отражаются относительно оси `Ox` в  верхнюю полуплоскость (рис. 17б). Действительно, если `f_1(x)>=0`, то `f_2(x)=|f_1(x)|=f_1(x)`, а если `f_1(x)<0`, то `f_2(x)=|f_1(x)|=-f_1(x)`. Таким  образом, если при некотором `x` оказалось, что `f_1(x)>=0`, то точки на графике  для `f_1(x)` и `f_2(x)` совпадают.  Если же `f_1(x)<0`, то для `y=f_2(x)` абсцисса точки не поменяется, а ордината сменит знак.  График  функции `f_3(x)=||x|-3|-1` получается из графика функции `f_2(x)` сдвигом на единицу вниз (рис. 17в).

           
    График  функции `f_4(x)=|||x|-3|-1|` получается из `f_3(x)` отражением всех  точек,  лежащих  ниже оси `Ox`, относительно оси `Ox` наверх (рис. 17 г).

    вывод

    График функции `y=|f(x)|` получается  из  графика  функции `y=f(x)` следующим образом. Все точки, лежащие  выше оси `Ox` и на оси `Ox`, сохраняются, а все точки, лежащие ниже оси `Ox`, отражаются относительно оси `Ox` и попадают  в  верхнюю  полуплоскость.                           

    Пример14

    Постройте график функции:

    а) `y=x^2-4x+3`,

    б) `y=|x^2-4x+3|`,

    в) `y=x^2-4|x|+3`,

    г) `y=|x^2-4|x|+3|`.

    Решение

    а) `x^2-4x+3=x^2-4x+4-1=(x-2)^2-1`.

    График функции `y=x^2-4x+3` получается из графика функции `y=x^2` сдвигом на `2` вправо и на `1` вниз (рис. 18а).

     

    б) Отразим все точки графика пункта а), лежащие ниже  оси  абсцисс,  относительно  этой  оси  (рис. 18б).      

    в) Заметим, что функция `f(x)=x^2-4|x|+3` чётная (т. е. удовлетворяет условию `f(-x)=f(x)`),  поэтому  её график симметричен относительно оси ординат. Кроме того, при `x>=0` этот  график совпадает с графиком функции `f(x)=x^2-4x+3`.

    Отсюда вытекает следующий способ построения. От графика функции `y=x^2-4x+3` оставим точки, лежащие справа от оси `Oy`, отразим их симметрично относительно  этой оси,  а точки, лежащие слева от оси `Oy`, отбросим (рис. 18в).    

    вывод

    График функции `y=f(|x|)` получается  из  графика  функции `y=f(x)` следующим образом.  Отбрасываем  все точки, лежащие слева от оси `Oy`, а оставшиеся точки отражаем относительно оси `Oy`.

    г) Есть 2 способа построения.                    

    (1) Все точки графика из пункта (в), лежащие ниже оси абсцисс, отражаем относительно этой оси.                   

    (2) От графика пункта (б) отбрасываем точки, лежащие слева от оси ординат; все точки, находящиеся справа от оси ординат, отражаем относительно неё. Разумеется, в обоих случаях получается одинаковый результат (рис. 18г).

    Теперь рассмотрим график функции `y=(ax+b)/(cx+d)`; при этом считаем, что

    1) `c!=0` - т. к. иначе получится линейная функция – и

    2) коэффициенты в числителе и в знаменателе не пропорциональны друг другу, т. е.  `ad!=bc`. (Если `ad=bc`, то `b=(ad)/c` и получаем 

    `(ax+b)/(cx+d)=(ax+(ad)/c)/(cx+d)=(a/c(cx+d))/(cx+d)=a/c` при `cx+d!=0`). 

    Покажем на примере, как этот график может быть построен.

    Пример 15

    Постройте график функции:

    а) `y=6/(2x+3)`;

    б) `y=(6-3x)/(2x+1)`.

    Решение

    а) `y=3/(x+3//2)`. Это график получается из гиперболы `y=3/x` параллельным переносом на `3/2` влево (см. рис. 19). Асимптотами этой гиперболы являются прямые `x=-3/2` и `y=0`. (У каждой гиперболы есть две асимптоты. Горизонтальная асимптота `y=bbb"const"` - это та прямая, к которой график приближается при `x`, стремящемся к бесконечности. Вертикальная асимптота `x=bbb"const"` возникает при том значении `x`, где знаменатель дроби обращается в ноль. При `x`, приближающемся к данной точке, функция стремится к бесконечности).

    б) Отношение коэффициентов при `x` в числителе и знаменателе дроби равно `(-3/2)`.

    Преобразуем данную дробь, добавляя и вычитая `(-3/2)`:

    `y=-3/2+((6-3x)/(2x+1)+3/2)`.

    Дроби в скобках приводим к общему знаменателю:

    `y=-3/2+(12-6x+6x+3)/(2(2x+1)) iff y=-3/2+15/(4x+2) iff`

    `iff y=-3/2+(15//4)/(x+1//2)`.

    Этот график получается из графика `y=(15//4)/x` параллельным переносом на `3/2` вниз и на `1/2` влево (рис. 20).



  • §1. Правило произведения
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §2. Размещения и перестановки
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §3. Сочетания
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §4. Правило суммы
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §5. Формула включений и исключений
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §6. Треугольник Паскаля
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §7. Бином Ньютона
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §8. Понятие случайного события. Вероятность
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • Литература
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §1. Свойства касательных, хорд и секущих
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • § 2. Площадь треугольника
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §3. Площадь четырёхугольника
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • §1. Иррациональные уравнения
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • 1. Системы линейных уравнений
    Просмотр текста ограничен правами статьи
  • 2. Нелинейные системы уравнений
    Просмотр текста ограничен правами статьи